БИЗНЕС БЕЗ СЕРОСТИ
Первоклассный блог о клиентоориентированности и менеджменте
Наши командиры. 
17-Окт-2007 12:51 pm
любознательный малый

bargekeeper опубликовал замечательный пост. Я не стал просто ссылаться на него, а решил весь перенести к себе, позволив себе всего лишь небольшой комментарий цитатой из книги Тома Демарко и Тимоти Листера "Человеческий фактор".

Лучшие организации – это не категория; они заметны скорее своими различиями, чем подобием. Но есть одно общее свойство – это озабоченность тем, чтобы быть лучшими. Это постоянная тема разговоров в коридорах, на рабочих совещаниях, в курилках. Обратное тоже верно: в "нелучших" организациях эту тему обсуждают редко или вовсе не обсуждают.

А теперь сам пост (выделения сделаны мной).

Журнал «Эксперт» опубликовал список 400 крупнейших компаний России. И дал сорок два портрета лидеров, управляющих этими компаниями в форме коротких очерков. Скажу сразу – я не стал читать все очерки. Потому как лично мне не слишком интересны капитаны нашего бизнеса, управляющие госкомпаниями или компаниями, являющимися монополистами на своем рынке. Ну не жду я управленческих чудес от людей, качающих нефть или сидящих на газовой трубе!

А вот о прочих бизнес-лидерах я прочитал. Что сразу бросилось в глаза? Это доминирование жесткого и авторитарного стиля управления в нашем бизнесе.

Приведу цитаты.

Жесткий и авторитарный стиль управления Игоря Потапенко позволил ему вывести компанию "Разгуляй" в число ведущих агропромышленных холдингов страны.

Жесткий администратор и трудоголик Тони Майер очень хорошо знает, как развивать большую компанию. Надо, чтобы люди много работали и каждый их шаг был предельно эффективным.

Жесткий менеджер и вдохновенный визионер Игорь Бабаев превратил умирающий завод "Черкизовский" в мясную империю.

Владимир Евтушенков управляет современным холдингом стоимостью более 20 млрд долларов византийскими методами.

За десять лет управления "Аэрофлотом" Валерий Окулов показал себя не только хорошим производственником и талантливым стратегом, но и жестким менеджером.

Хотя стиль управления президента АФК "Система" авторитарен (любит делать замечания в лицо и прилюдно), он умеет прислушиваться к другим. От своей команды Гончарук требует жесткого подчинения. Он может объявить о совещании за пятнадцать минут до его начала, и все бросают деловые встречи и летят в офис, а если совещание назначено на следующий день, то и загранкомандировку тоже придется прервать.

Стиль Бабаева (владельца группы "Черкизово"), судя по отзывам его сотрудников, можно назвать не просто жестким, а крайне авторитарным. Но и цели всегда были предельно амбициозными, а результаты – впечатляющими.

Журналисты "Эксперта" так часто используют слово "жесткий менеджер", что это звучит как "сильный, хороший менеджер". Видимо, иметь звание "жесткого" менеджера – это если не орден на груди менеджера, то точно пропуск в высшую лигу нашего бизнеса.

Поразили акценты во внимании представленных высших руководителей. Они говорят

  • о стратегиях;
  • об источниках финансирования;
  • о техническом перевооружении и инновациях. 

Но

  • никогда о достижениях и развитии конкретного сотрудника;
  • никогда о поддержке сильной самомотивации сотрудников;
  • никогда о разработке стратегий снизу вверх;
  • никогда о быстрой адаптации коллектива организации к изменяющимся условиям рынка;
  • никогда об управлении ценностями.

И, прочитав очерки, мне становится понятно, почему в России нет великих компаний. И пока не будет. Именно из-за этих самых перечисленных  "никогда"…

И еще я не заметил у бизнес-лидеров  того, что называется challenge… Нет, амбиции у них есть! Почти каждый герой очерка заявляет о своем стремлении стать лучшим в отрасли. Но, боюсь, что вот только декларируется это перед журналистами. Но не перед сотрудниками. А ведь амбициозных целей в одиночку не достигнешь. Ведь вызов для лидера должны разделять его сотрудники. Чтобы этот вызов подвигал их на работу с максимальной отдачей. Но ведь для этого нужно выходить из начальственного кабинета и доводить до сознания каждого сотрудника то, какие высокие цели стоят перед компанией. И каково место этого сотрудника в блестящем будущем компании. И что он, этот сотрудник, будет от достижения желаемого положения компании, будет иметь. Но нашим бизнес-лидерам нет до этого дела. "Я скажу – они сделают!" – вот какой подход. А уж о том, чтобы вовлечь сотрудников в определение будущего компании – это уж… не просто блажь, а вредительство! Потому как наделение властью исполнителей воспринимается как подрыв влияния руководителя.

Автократичный же стиль руководства воспринимается бизнес-лидерами как  наиболее эффективный, так как подкрепляет единоличную власть и увеличивает ее возможности влиять на подчиненных для достижения определенных целей. Впрочем, я, пожалуй, погорячился, заявив, что наши лидеры не считают своих сотрудников важным активом.

Возьмем Игоря Бабаева, который вместе с членами своей семьи контролирует 72,2 процента акций группы "Черкизово. Бабаев заявляет о том, что он "решил сделать ставку на людей и правильную технологическую ориентацию". Ставка на людей? Звучит привлекательно! Но что за этим стоит? То, что я читаю дальше о «ставке на людей», заставляет меня вспомнить выражение: "широкий, открытый лоб, закрытый челкой" (ц) …

Судите сами!

Главное в процессе подъема — это люди, команда, и вера команды в лидера. С самого начала его стратегией были снижение издержек, инновации и экспансия. Если что-то было не в порядке, на глаза ему лучше было не попадаться, и все знали: если "сам" пошел по комбинату — готовь бланки приказов об увольнении, пригодятся.

Читаю дальше о ставке на людей. Но, оказывается, не на людей "вообще", а на людей родных! Старший сын Бабаева, Сергей Михайлов, выпускник Джорджтаунского университета, в 2003 году возглавил АПК "Черкизовский". Младший, Евгений Михайлов, окончивший университет в Калифорнии, сейчас является председателем совета директоров АПК "Михайловский", а племянница Людмила, чьей альма-матер была Финансовая академия при президенте РФ, получила степень МВА в канадском университете Йорка и стала финансовым директором холдинга.

Я уверен, что и прочие высшие руководители подбирались собственником на основе если не родственных связей, то личной ему, собственнику, преданности.

Скажите, а может пойти работать разумный менеджер в компанию, где высшие должности принадлежат родственникам собственника? А может сам собственник внедрять ценностный подход у сотрудников, которые его боятся?

Все, кто знает Игоря Бабаева, характеризуют его как харизматическую личность, обладающую даром предпринимателя-провидца и навыками эффективного жесткого менеджера. С одной стороны, по рассказам, он вполне может швырнуть в гневе мороженую курицу, с другой – знает поименно чуть ли не всех работников компании (в холдинге трудится более 7 тыс. человек). "Меня действительно боялись. Боялись, но уважали. Я думаю, что отношусь к категории объективных и жестких руководителей", – говорил он сам.

Это на Западе руководителя подчиненные уважают, а лидера – обожают. Наших же бизнес-лидеров боятся…

Боятся!
БОЯТСЯ!
Чувствуете разницу?

Акио Морита, основатель компании Sony, говорил: "кто требует результата, должен обращаться к чувству". Но можно ли обращаться к чувствам сотрудников, которые тебя боятся?! А возможно ли доверие к лидеру со стороны боящихся? И понятен характер коммуникации между таким лидером и его последователями – она всегда односторонняя. Но и о важности внутрифирменных коммуникаций я ни в одном очерке не заметил… А может ли лидер, которого боятся, вызывать у сотрудников энтузиазм, помогающий им показывать результаты, значительно превосходящие средние по отрасли?

Разве не в этом суть лидерства? И не только лидерства. Автократическое руководство и управление на основе страха (то, что на Западе называется management by fear), как мне представляется, может быть эффективным в условиях кризиса, в условиях преодоления таких явлений на предприятии как воровство, низкая исполнительская дисциплина и т.д.

Но в условиях бурного роста экономики (а последний кризис больно бил по нам девять лет назад!) может стоит уже поменять стиль руководства? О ситуационном менеджменте и лидерстве уже и в нашей стране написано немало. Так почему же наши бизнес-лидеры по-прежнему управляют в ситуации роста экономики методами, подходящими для кризиса? Ну да что я всё критикую – ведь это не я, а Бабаев занимает 58−е место в "золотой сотне" российского Forbes. Но несмотря на это, мне с трудом представляется, что бренды  "Черкизовский", "Петелинка" и "Империя вкуса", которыми  владеет группа, могут стать такими привлекательными, как продукция, например, "Apple". Но разве не к этому нужно стремиться?

Еще  в очерках о бизнес-лидерах просматривается одна черта, объединяющая бизнес-лидеров. Это высокий уровень энергии и чрезвычайная работоспособность.

Первое, что характеризует бывшего офицера-подводника Гончарука, – это энергия. "У меня тестостерон – 24", – любит напоминать наш герой своим подчиненным. (Норма тестостерона для мужчин старше пятидесяти лет, а Гончаруку пятьдесят один, – 5,4–19,54 нмоль/л.) Работает он действительно много и с энтузиазмом. Того же ожидает от других.

Но вот о чем я думаю. Если твой стиль управления автократичен, то лидеру, конечно, некогда отдыхать – ведь ему нужно думать за всех, решать за всех, контролировать всё и всех.

И сколько бы часов в сутках не было, времени на это все равно будет не хватать. Поэтому лидеру нужно иметь высокий уровень тестостерона – иначе компанию просто разворуют или разорят вороватые и несмышленые сотрудники…;) Исходя из перечисленного (поверьте, список моих не претензий к капитанам отечественного бизнеса, но недоумений, я мог бы продолжать еще на несколько страниц), ничуть не удивлен тому, что у нас все еще нельзя отыскать Компанию Мечты. В которой хотелось бы работать. В которую бы мечтали попасть выпускники ВУЗов. Которая бы была обречена на то, чтобы быть в фокусе общественного внимания. Которая желала бы стать не отечественным "Уол-мартом" или "Гуглем", а глобальной компанией. Компанией, которая задает мировые стандарты. Которая завоевывает признание и восхищение потребителей в Европе и Америке…

И я уверен, что дело не в отсутствии финансовых ресурсов или языковых барьерах. Дело в том, что нет в стране бизнес-лидеров новой формации. Бизнес-лидеров новой экономики. Которые не привыкли опираться на имеющийся административный ресурс. Или полученные за бесценок во время приватизации активы. Или которые не «сидят» на углеводородной трубе. А те, которые смогут собрать высокопрофессиональную команду для реализации оригинальной стратегии по достижению цели, выходящей далеко за национальные пределы. Задействовав весь потенциал своих внутренних активов (людей). А люди у нас талантливые и креативные. И придет время, когда эти активы будут востребованы. Для достижения сверхамбициозных целей.

"Всё впереди!" (ц)

Comments 
17-Окт-2007 08:18 am none (UTC)
Эдуард, мне вот стало интересно,
Вы действительно верите в то, что сейчас в России возможно ведение бизнеса через управление ценностями и мотивацией?

На чем основаны Ваши убеждения?

Вы не видите зассаных подъездов, околачивания груш на рабочем месте, отсутствия элементарной деловой культуры?

ИМХО, это очень хорошие диагностические признаки.

Одна из моих любимых поговорок - "Не учите свинью петь. Вы напрасно тратите время и раздражаете свинью."
17-Окт-2007 09:23 am none (UTC)
Верю! Мало того, я стараюсь именно так вести бизнес. Это не просто и не быстро. Но если бы я разуверился, то однозначно не стал бы писать за ценности.

На логике, на неудовлетворенности своей и своих коллег, на положительном опыте других.

Вижу, и ответ у меня от Булгакова: "Разруха не в клозетах, разруха в головах". Вот и начинаешь думать, какого хрена ждать Миссию - Бери и делай!

Что касается свиньи, то я согласен с Вами. Я и не учу их петь. Пусть остаются в своем свинарнике. Время сделает свое дело (пример Моисей).
3-Сент-2008 05:25 pm none (UTC)
Я тоже так думал. и думаю. я надеюсь, но о ценностях можно говорить лишь с теми сотрудниками, которые сами осознали ЧТО они хотят. и даже если не что, то ЧТО-ТО хотят изменить в себе, своей жизни. Тогда можножно говорить о ценностях. Со всеми кто "ниже" определённой ступеньки в иерархии (исполнители, я их называю) - с ними будут действовать ещё долго только авторитарные методы.
3-Сент-2008 05:38 pm none (UTC)
можно и так думать. действительно, менять весь мир тяжело, проще найти и выбрать в команду подобных себе.
3-Сент-2008 05:51 pm none (UTC)
ммм... я не говорю же "купить готовых". Воспитать. только тех, кто хочет как-то расти. На счёт тяжело.. знаю =(... вопрос стоит ли? пытаться слепить из человека что-то.
3-Сент-2008 06:18 pm none (UTC)
Приведу аналогию между бизнесом и церковью в подборе кадров. Если бы церковь руководствовалась только сиюминутным выгодами, не имела миссионеров, вряд ли бы она имела влияние на умы на протяжении двух тысячелетий и двух полушарий. Церковь - это прежде всего ценности, а уж потом деньги. А у большинства современных бизнесменов в голове личный капитал, а общим ценностям места нет. А на сколько Вы торопитесь получить лавры? Вот вопрос, ответ на который каждый дает свой ответ и строит стратегию отношений с окружающим миром.
3-Сент-2008 05:23 pm none (UTC)
поддерживаю... +1. а поговорка замечательная.
Рано ещё с работниками говорить о ценностях. Когда эти работники думают "как бы дождаться 18-00" и под любым предлогом пытаются отлынивать от работы. А лучше взять негде.
3-Сент-2008 05:35 pm none (UTC)
Люди после 18.00 стремяться туда, где им хорошо, где их ценности разделяют или как минимум их не подавляют. Если поменять ситуацию на 180 градусов, то Сотрудники побегут на работу, а не с нее.

Может показаться спор вечным, но пора бы уже почитать и Тейлора и тех, кто развивал его представления. Однако скоро век уже будет. "х"-теория уже полвека как потеряла свою актуальность...
3-Сент-2008 05:45 pm none (UTC)
ок.. почитаю обязательно. в кратце "моя" ситуация.
гипермаркет. 200 человек продавцов. продавцы квалификации (утрирую немного) - ноль без палочки. люди которые пришли, заполнили анкету, изьявили желание, прошли два собеседования на счёт "ну хоть что бы вменяемый был". Некоторые из них начинают расти, интересуются, продают, учатся выростают в старших, в заведующих секций, в нач. отделов. 90% - отбывают время. да исполняют. но от сих до сих. и им не интересна работа. они просто зарабатывают деньги. для того, что бы вечером попить пива.
Я говорю о людях, которые ещё не ставят себе цели в жизни. Это утята, которых мы пытаемся обучить если не пению, то хотя бы танцам. Некоторые выростают в лебедей.
Вот с теми, кто ХОЧЕТ - мне кажется можно говорить. Но если человеку разжевал, в рот положил, а ему глотать лень...
Я вижу один выход - менять таких людей. или можно сделать что-то другое?
3-Сент-2008 06:26 pm none (UTC)
Менять или не менять? Вопрос интересный :)
Он меня мучает каждый день. Стараясь найти ответ, я нашел много интересных решений. Пройдитесь по тэгам "эффективный Сотрудник", "поиск Сотрудников" и "отбор соискателей". Там много найдете для себя интересного. Я в этом уверен. А вот ответ на свой вопрос Вы там не найдете, ответить Вы должны сами :)
17-Окт-2007 09:23 am none (UTC)
Эдуард, Вы могласны с тем, что в стране нет бизнес-лидеров новой формации?
17-Окт-2007 09:33 am none (UTC)
Они есть, не все они на слуху. Просто их очень мало и в общем потоке жестких менеджеров они не так заметны.

Мне кажется, что взращиваться они будут не сверху. Идеи демократического предприятия прорастут на местах в небольших компаниях, постепенно перебираясь в средний сегмент, а уж потом в крупный. Поскольку именно снизу можно составить реальную конкуренцию слабоподвижным монстрам.

Это не проблема РФ и ментальности ее народа (в пику Бердяеву), это проблема данного этапа роста России.
17-Окт-2007 09:46 am none (UTC)
Просто мои мысли читаете, по поводу наличия. :) Мне кажется, что такие лидеры сами скромны и заняты делом, а люди, которые с ними работают, мало о них рассказывают, вероятно, чтобы не сглазить. :)))

В крупных корпорациях у власти стоят наёмные менеджеры и наличие харизмы у них не стоит в списке компетенций на первом месте. Поэтому ждать нам,видимо, придётся долго. :)
17-Окт-2007 10:07 am none (UTC)
Долго, согласен. Минимум лет 15, а то и больше. Но готовиться к будущему нужно уже сейчас. Именно об этом я говорил чуть раньше.
17-Окт-2007 10:11 am none (UTC)
У меня перспективы более радужные - 5-7 лет. :)
17-Окт-2007 11:09 am none (UTC)
У меня расчет такой:
1. Среднее время обновления ТОПа у нас в РФ три года, смена политики, которая определяет суть управленца раза в три больше.
2. Нет слоя демократических предприятий в самом низу, которые сильно кусают средний и крупный бизнес. Средний сегмент с демократическими предприятиями еще в мечтах, а о лидерах отраслей и думать не смею.
3. У руля стоит главный Авторитарец, который определяет музыку и который еще будет долго влиять на формирование управленческой ментальности.
4. В стране нет достаточного числа профессионалов, желающих работать с упором на развитие демократических принципов управления, а не только железным кулаком. И на подготовку такого числа менеджеров требуется лет десять.

Марина, какие у Вас предпосылки?
25-Окт-2007 10:17 am none (UTC)
И не мудрено. У нас в России все делается через одно место. И чем жестче, тем эффективнее. Хотя в каждом правиле имеется место быть исключениям. Вот у меня на работе полное взаимопонимание с шефом. Просто я сразу с ним об этом договорился. И дал ему понять что он такой-же человек, как и я. Занимаемся инновациями. http://www.ideasandmoney.ru/ Это мое детище, если так можн выразиться
3-Сент-2008 05:57 pm none (UTC)
"Жесткий и авторитарный стиль управления Игоря Потапенко позволил ему вывести компанию "Разгуляй" в число ведущих агропромышленных холдингов страны"

Мой брат там работает.

Так что я поржал. Весьма громко.
3-Сент-2008 06:28 pm none (UTC)
есть альтернативная Эксперту точка зрения? :)
3-Сент-2008 06:34 pm none (UTC)
чтобы понять причину веселости
3-Сент-2008 06:39 pm none (UTC)
Пока не окажешься изнутри, многое не видно.
This page was loaded Май 28 2012, 9:15 am GMT.