Менеджмент, блог по менеджменту
Опыт, опыт, опыт и теория. Пропаганда системного подхода к управлению бизнесом
Наши командиры. CEO как Chief Enzyme Officer. 
19th-Oct-2007 12:37 pm
любознательный малый

Вот история совершенно противоположная главенствующей практике менеджмента в России.

Философия развития Semco крайне проста: дайте людям возможность делать то, что им хочется, и впоследствии их успехов станет больше, чем неудач. Рядовые сотрудники получают возможность делать выбор самостоятельно в соответствии со своей компетенцией.

В 1982 Рикардо Семлер году возглавил бразильскую компанию Semler&Company, доставшуюся ему от отца, переименовал ее затем в Semco. В первый же день на посту гендиректора уволил две трети менеджеров, большинство которых были друзьями Семлера-старшего, и занялся выведением компании из кризиса. Рикардо решил радикально изменить систему управления: по его мнению, развитие компании тормозилось именно этим. Работая по 16–18 часов в сутки, за год довел себя до обмороков и сердечных приступов. Полностью реформировал систему управления и в результате добился того, чтобы оборот корпорации ежегодно увеличивался на 40%.

С момента основания Semler & Company была классическим примером иерархической структуры. Рикардо счел задачей первостепенной важности избавиться от труднопреодолимого барьера между начальством и подчиненными. В течение года он сделал многое: отменил дресс-код, служебные записки, львиную долю процедур согласования, пропуска, лишил руководителей привилегий, и, наконец, основал «рабочие комитеты», в которых сотрудники низшего звена обсуждали насущные проблемы и принимали самостоятельные решения. Демократические преобразования Рикардо Семлера были только началом. Идеи для следующего этапа развития подали его собственные сотрудники. Предложения оказались насколько революционными, что сам Рикардо с тех пор стал расшифровывать аббревиатуру CEO как Chief Enzyme Officer: он сам, как энзим, лишь подстегивает процессы в корпорации, а себя в шутку называет «катализатором идей и глупых вопросов».

Всех сотрудников компании разделили на группы по 6–10 человек - самоуправляющиеся единицы. Заработал принцип «низовой демократии», согласно которому рядовые сотрудники участвуют в принятии глобальных решений, а также принцип «каждый делает выбор самостоятельно в соответствии со своей компетенцией». В Semco нет структуры и организационного распорядка. Нет бизнес-плана, стратегии, никаких планов на два года или пять лет, нет долгосрочного бюджета. У нас нет инструкций и контрактов. Никто не проверяет счета расхода и докладные. Наблюдение и контроль - редкое явление.

Несмотря на кажущийся хаос, система самоуправления действенна и пережила несколько кризисов, потрясших экономику страны, без особых потерь. Сейчас штат компании насчитывает более 3 тыс. человек, а ее оборот превышает $215 млн. (за последние десять лет он увеличился почти десятикратно).

Помогла Анастасия Джмухадзе. "Менеджмент без менеджеров". СФ №39 (222), октябрь 2007 года.

Comments 
19th-Oct-2007 08:22 am (UTC)
Мда уж.
Кажется исключением.
19th-Oct-2007 08:32 am (UTC)
В России точно.
19th-Oct-2007 10:09 am (UTC)
я вот тоже про Россию подумал.
19th-Oct-2007 10:21 am (UTC)
А Волченок попробует!
19th-Oct-2007 10:45 am (UTC)
Удачи ему.
Я вот сейчас сам работаю под таким рук-вом что мною предпочитает не руководить а раз в неделю давать короткие ЦУ. А тактику и стратегию мне приходиться придумывать самому в условиях полного информационного голода куда двигаться. И уже потихоньку начинает опускаться руки и беднеть фантазия. :)
19th-Oct-2007 11:59 am (UTC)
Но Волченок будет делать по-другому.
19th-Oct-2007 04:21 pm (UTC)
Поглядим что получиться :)
Смогут ли новейшие технологии побить старейшее российское раздолбайство.
22nd-Oct-2007 04:12 am (UTC)
Anonymous
В отдельно взятой компании, конечно, да.
Во всей стране - лет так через двадцать станет что-то заметным и мы перестанем удивляться и сарказничать.
22nd-Oct-2007 04:15 am (UTC)
Тогда в этой отдельно взятой фирме придется серьезно потрудиться сначала HR-ам, потом менеджерам. Не проще ли ввести традиционный авторитарный стиль управления?
На мой взгляд он будет банально дешевле.
22nd-Oct-2007 04:27 am (UTC)
Если ситуация в компании хреновая, то лучше, чем авторитарный стиль трудно найти. Если нормальная, то уже не факт. Если бизнес - игра в долгую, а страна с демократическими устоями, то выигрыш за другим типом управления.
22nd-Oct-2007 04:34 am (UTC)
Эдуард, я просто к чему. Просто вот такое демократическое управление на мой взгляд очень зависит от подбора управляемых. Если это люди старой формации, которые привыкли к старому строю, к другому стилю управления, то будет стоить больших нервов переделать их под себя. Гораздо проще и по шерсти будет привычно для них просто щелкнуть хлыстом. И они привычно залезут на тумбу.

Можно набрать молодых, незатуманеных. Но возникнет риск того, что молодые попросту не потянут, сломаются.


Можно долго рассуждать. Но лично я желаю Волченку воплотить свои мысли в реальность и чтобы все у него получилось! Только такие как он двигают нашу страну вперед, а может не только страну но и цивилизацию.

P.S.: Что касается демократии, то это очень забавно. Раз при приеме на работу имел очень забавный диалог с американцем, который абсолютно верит в этот строй. Для него не существует ничего другого. Очень знакомо мне все это показалось. Мы раньше также верили в партию и Ленина. Демократия - еще один способ зомбирования большой группы людей. Этакая сверхидея. Лично я считаю, что каждое средство хорошо там, где оно максимально срабатывает. Российская демократия пока особого восторга не вызывает. Да и нужна ли она в России на данном этапе?
22nd-Oct-2007 05:12 am (UTC)
Абсолютно согласен с тем, что народ заслуживает такого правителя, которого оно заслуживает. Но в отличии от любимой Отчизны, мы имеем право менять Сотрудников, приводя коллектив к соответствию той культуре, которая сделает компанию успешной.

Что касается зомбирования, то все и всех можно записать под этот термин. Филатеслисты? - зомби! Футбольные болельщики? - зомби? Жена? - зомби!
Вопрос веры и любви - это всегда предпочтения и эмоции. Конечно культура, власть, структура, люди требуют сбалансированности и тонкой настройки в каждом конкретном случае. И то, что хорошо русскому...
22nd-Oct-2007 05:19 am (UTC)
>мы имеем право менять Сотрудников

А вот каким образом? Как можно безболезненно уволить сотрудника в соответствии с ТК?

Про зомби не понял :)

Про веру и любовь тоже
22nd-Oct-2007 06:51 am (UTC)
"Безболезненно" - это для кого? Это болезненно для всех.
Стандартно на решение этого вопроса уходит два-три месяца. Хочется быстрее и в соответствии с ТК? Надо договариваться с увольняемыми.

Про зомбирование. Начало см. в своем p.s.
22nd-Oct-2007 07:38 am (UTC)
Безболезнено это для работодателя.
Сотрудник может упереться. И ТК ему в этом только поспособствует.

Свой p.s. я помню. Я не понял вашей фразы и к чему она относилась. Не понял смысл.
Ладно, это по сути неважно.
22nd-Oct-2007 08:05 am (UTC)
Вероятность такого сценария велика, но если не готовится к нему. ТК за работника, если у работодателя нет аргументов. Для того и существуют личные дела сотрудников, чтобы в них отражалась реальная жизнь человека на работе.

И еще раз - надо договариваться.

Для особо упорных формируйте не комфортную атмосферу: посадите в корридор, лишите информации, измените должностную инструкцию, введите новые правила внутреннего распорядка...
22nd-Oct-2007 10:42 am (UTC)
А эти особо упорные в комиссию по труду - типа вы не предоставили им рабочее место соотетвующее. Должностную инструкцию в одностороннем порядке не изменить, насколько я знаю. Новые правила внутреннего распорядка распостраняются на всех сотрудников.

Поэтому то я думаю, что увольнение - это не метод, потому как может очень много ресурсов вымотать + серьезно подорвать внутренную атмосферу организации. Если человек упорный и сообразительный - то он с таким бздынь уйдет из конторы - что мало не покажется. Хотя в то же время зачем такого выгонять? Самим такой нужен :)
22nd-Oct-2007 10:54 am (UTC)
Пчел, хитрее надо быть! Пересаживать надо не одного, а несколько - трех перетусовать, а четвертого в корридор - производственная необходимость, однако.
Это же касется и ПВР - меняешь и подписываешь у всех, а отказников фиксируешь по акту и т.д.

Увольнение неэффективных сотрудников - это метод. И лучшего по скорости способа оздоровления еще никто не придумал. Оздоровление через изменение культуры - год, другой.

В целом надо учиться работать всеми доступными ТК инструментами. Согласен, ТК - это не простой инструментарий.
22nd-Oct-2007 11:16 am (UTC)
Так а я тут чем занимаюсь :)
Я у вас методы выведываю :)
22nd-Oct-2007 11:34 am (UTC)
Молодец!
19th-Oct-2007 09:54 am (UTC)
У меня, возможно, скоро будет возможность опробовать эту схему в деле :)
19th-Oct-2007 09:56 am (UTC)
А в какой роли?
19th-Oct-2007 10:07 am (UTC)
В роли постановщика процесса работы самоуправляемых команд.
Если народ, которому я помогаю, не успеет испугаться :)
19th-Oct-2007 10:10 am (UTC)
А какие принципы исповедует босс? Или там триумвират?
Это твоя инициатива или они попросили показать?
20th-Oct-2007 10:04 pm (UTC)
Босс привык к иерархии, но понимает, что это не единственный вариант, оттого и ищет новые пути.
Они искали и нашли сначала мою рецензию на книгу Рикардо Семлера, потом мое резюме, а потом и меня - дальше была моя инициатива.
22nd-Oct-2007 04:20 am (UTC)
Сложный путь :)
А почему нет твоего формального резюме на МоемКругу? Считаешь не нужно?
В качестве пожелания: не испугай! ) и Удачи!
23rd-Oct-2007 12:37 am (UTC)
Ага, я уже понял :) Даже думают - не пойти ли им на попятный, и не рисковать :)

А на моем круге впоне формальное резюме - там и места работы и учебы. Или я чего-то пропустил?

Кстати, оттуда частенько по мою душу кто-нибудь приходит :)
23rd-Oct-2007 04:42 am (UTC)
Формальному место уделено много, но есть место и не для формального. И я этим пользуюсь.

С другой стороны, эйчары любят именно формальный, а не креативный подход и именно для них седует сделать такое резюме.

Надо уметь работать в разных форматах.
24th-Oct-2007 03:35 am (UTC)
в формальном формате я уже поработал :)
т.к. сейчас я работаю на себя, HR-ы - не ключевой сегмент. Наоборот, мое креативное резюме отсекает толпу неинтересных предложений.

Да, пожалуй, информацию в круге надо тоже обновить.
24th-Oct-2007 04:34 am (UTC)
Обновишь - пришли посмотреть.
22nd-Oct-2007 04:22 am (UTC)
Супер резюме (на рус.) - очень понравилось!
А вот то, что при входе попадаешь на страницу на англ а там ничего нет - удивило! Или там страница потерялась, или что-то еще. Но на англ. текста нет.
23rd-Oct-2007 12:38 am (UTC)
Спасибо :)

То, что ничего нет - глюк :)
22nd-Oct-2007 04:26 am (UTC)
Sorry! С третьего раза оно таки заработало!
Имхо, такому красивому сайту необходимо доменное имя второго уровня!
22nd-Oct-2007 04:32 am (UTC)
поддержу!
23rd-Oct-2007 12:41 am (UTC)
для статуса лучше домен второго уровня?
или по каким-то другим причнам?
23rd-Oct-2007 04:44 am (UTC)
для статуса.
потом, может уже пора обновить дизайн (но не суть)?
24th-Oct-2007 03:36 am (UTC)
угу, вот в дизайн и начинку все и упирается.
Просто перенести страницу на новый домен - легко, но толку от этого будет не так много. Нужно кое-что еще. Обязательно однажды этим займусь.
24th-Oct-2007 04:31 am (UTC)
Всегда надо с чего-то начинать. Начни с переноса. А потом самому будет стыдно, что ничего дальше не делаешь - тогда и руки дойдут до всего остального :)
23rd-Oct-2007 12:40 am (UTC)
Это тогда будет нужно редизайн делать, блог прикручивать и еще много чего :)
Пока нет времени, а на народе оно лежит и есть не просит :)
20th-Oct-2007 08:03 am (UTC)
Действительно забавно.
Было-бы интересно посмотреть в живую, а то уж больно напоминает статьи про "бригадный подряд", "прорабов перестройки" и прочее "самоуправление" времен перестройки.
22nd-Oct-2007 04:24 am (UTC)
Там где управленец был грамотный "бригадный подряд" еще как работал. Достаточно вспомнить ССО и МЖК.
А там, где внедряли "по шапкам", для галки, то и результат был соответствующий.
2nd-Nov-2007 09:35 pm (UTC)
Зафрендила. Если что -