Менеджмент, блог по менеджменту
Опыт, опыт, опыт и теория. Пропаганда системного подхода к управлению бизнесом
Эмоции и бренд 
22nd-Jan-2008 07:00 am
любознательный малый

Ничего нового не скажу для специалистов, если повторюсь, что бренд представляет собой совокупность функциональных и эмоциональных ценностей. При помощи пирамиды сущности бренда мы можем проанализировать как те, так и другие компоненты брэнда. Функциональные преимущества могут быть легко скопированы, переняты конкурентами. А устойчивые конкурентные преимущества брэндов возникают из их эмоциональных ценностей.

У Вашего бренда есть конкурентные преимущества? Хотите проверить эмоциональную составляющую своего бренда (не путать с торговой маркой!) без сложного аудита? Если готовы, то задайте себе несколько вопросов:

  • Назовите первое слово, которое приходит в голову при упоминании Вашего бренда?
  • Если бренд оживет, то каким типом личности он будет?
  • Если бы бренд мог быть политиком или кинозвездой…, то кем именно он стал бы? Лучше всего для ответа на этот вопрос использовать аналогии.
  • Возьмите журналы и т.п., подберите картинки, отражающие каким мог бы быть дом, машина, женщин (мужчина) Вашего человека-бренда?
  • Если бы Ваш бренд умер, то что было бы написано в его некрологе?
  • Закончите предложение: Люди любят «имя бренда» потому, что…»

Что-то забыл?

Comments 
22nd-Jan-2008 06:18 am (UTC)
Вопросы клевые, боюсь только, что мои ответы на созданный мной же бренд будут субъективными, как и мое восприятие бренда. Но способ изящный, чего уж.
22nd-Jan-2008 07:36 am (UTC) - Ну, вот... Чего бояться?
Отвечайте и дайте ответить Вашим коллегам, партнерам, конкурентам, клиентам. Обратная связь - обязательный этап любых комуникаций, тем более маркетинговых :)
22nd-Jan-2008 11:38 am (UTC)
ДА я тоже согласен что ответы будут субъективными. Но должен попробовать возможно все в тему.
22nd-Jan-2008 06:59 am (UTC)
О, спасибо! Я в свое время мучалась, придумывая поективные вопросы для того, чтобы вытащить из своих "топов" воспиятие компании. Но все свелось к тому, что если бы бренд был бы человеком, то каким бы он был.
Жаль, только, что наш директор - агрессивные продавец и плевать хотел на что-либо, кроме продаж. Никаких исследований, никакого аудита, даже толком понимания, зачем выстраивать архитектуру бренда - нет :-(
22nd-Jan-2008 07:42 am (UTC)
Сочувствую. Частое явление, особенно, если компания в росте или ноборот, в яме... А Вы все же сделайте аудит, определите возможные решения и ожидаемый результата, и покажите ему. Лично я так всегда поступал. Кроме внешней оценки, мне это было нужно для того, чтобы я не терял самоуважения :) Да и в качестве будущего материала для личного порфолио сгодиться. Вы же не вечность будете работать у "агрессивного продавца"...
22nd-Jan-2008 07:46 am (UTC)
Ах, ну вы прямо на больное место :-( Он даже отказывается разговаривать на эту тему, не хочет тратить время :-(
Все-таки, чтобы компания уделяла большое внимание вопросам имиджа и бренда необходимо или чтобы она была в соответствующей стадии развития (были уже отстроены бизнес-процессы и налажены продажи), или, если это все таки стартап, то чтобы руководитель имел опыт работы с имиджевыми вопросами в прошлом и понимал, что чем раньше начнешь, тем лучше будет результат.
У нас, увы, ни то, ни другое. И все мои выкладки на тему как надо позиционироваться и что нужно сделать (ряд затратнх мероприятия) были отсечены просто на корню :-(
22nd-Jan-2008 07:57 am (UTC)
Если сделал больно, извините.
Но не надо с ним разговаривать на эту тему! Ему надо предложить готовую для осмысления работу. Я всегда таким документам придавал официальный характер, типа "Служебная записка". А потом просил обратную связь.
Что касается затратных мероприятй, то может его реакция именно на эту часть, а не обсуждение вопросов позиционирования брэнда? Посчитайте ему отдачу, покажите эффект, обращайте внимание на берущие за душу слоганы, выражения позиционирования, свозите на конференции, познакомьте с интересными, известными маркетологами и т.п. - возможно вскоре он сам придет к мысли, что компании нужен флаг...
22nd-Jan-2008 08:01 am (UTC)
Эх. Агрессивно не хочет слышать. По крайней мере в ближайшее время точно.
Про позиционирование ему совершенно все равно тоже, т.е. была фраза "делайте что угодно, были бы продажи", а потом в разговоре выяснилось, что его понимание позиционирование это "все для всех". И переубедить, что это не будет работать - просто не дает шанса. См. первое предложение в этом постинге.
А что касается подачи - это я тоже не первый день замужем :-) Была сделана презентация, точнее три штуки. Все подготовлено и продумано. А вот фиг :-)
22nd-Jan-2008 08:13 am (UTC)
А что держит на этой работе, если Вашу работу и заботу не ценят? И для чего Вас приглашали сюда?
Если вопросы личные, можете сюда не отвечать, а себе надо :)
22nd-Jan-2008 08:14 am (UTC)
Да, вопросы личные и очень наболевшие :-(
22nd-Jan-2008 03:16 pm (UTC)
Света, приветствую.
100 лет не слышал :) А что за компания (если не секрет)?
22nd-Jan-2008 03:24 pm (UTC)
Сережа, привет! Я сейчас в Мск работаю, тоже в Телекому, название компании вряд ли что-то скажет - это пока развивающийся проект :-) Могу сообщить подробности в личной переписке :-)
Я очередной раз рыдаю на тему "Ах, для чего ж я училась, если на практике это неприменимо, брендинга не существует, существует только логотипинг" :-)
Позвали делать бренд, а на деле оказалось, что это нафиг никому не нужно :-) И понимания что это и как это работат - тоже, причем категорически.
25th-Jan-2008 10:00 pm (UTC)
Ох, однако... А вправду, зачем они Вас пригласили? Чего они от Вас хотят? И почему они это брендингом назвали в контракте?
22nd-Jan-2008 09:08 am (UTC)
В статье ДК Джанелл Б. рекомендовала дать сравнить сотрудникам бренд с автомобилем. У Вас — кинозвезда :)
Интересный вопросник, спасибо!
22nd-Jan-2008 09:34 am (UTC)
Рад был оказать услугу :)
22nd-Jan-2008 03:03 pm (UTC)
А какие именно устойчивые конкурентные преимущества возникают из эмоциональных ценностей? Преимущество любого бренда базируется не на эмоциях (в том смысле, в котором здесь трактукется)... Да, тот подход, который Вы описываете - имел место, но изжил себя в середине девяностых. Не помню у кого - но он точно встречался. Он неверный по сути.

Здесь наверное нужно пояснение - эмоциональные ценнности, это вовсе не wow!, "круто", и это "меня самоидентифицирует как нельзя лучше". Под эмоциональные ценности формируется в процессе эмоционального выбора, который базируется на нескольких факторах: чужом мнении и собственном опыте. Противоположность ему - выбор мыслительный, путем оценки альтернатив по нескольким значимым для покупателя критериям.

Отсюда и много ошибок в литературе по маркетингу и брендингу, хотя многие из них можно списать на проблемы перевода...

А то, что описано у вас - это выбор коммуникационых идентификаторов, поддерживающих правильное восприятие бренда. Это как раз вопросы, которые необходимо задавать не самому себе (проводить аудит), а потребителям (восприятие). Самим себе такие вопросы задавать нелогично... ("что мне в себе нравится больше всего?")
22nd-Jan-2008 03:27 pm (UTC)
Самому себе (топам, точнее) такие вопросы задавать очень даже логично. Надо же знать, как они воспринимают компанию, а понять это можно лучше всего через проективные методики.
22nd-Jan-2008 05:49 pm (UTC)
не, не добиться. Я теперь человек, умудренный "Парнасом". Если знаешь что такое :-) Думаю, наслышана. Но удалось сделать то, что никто не смог с 1999г. Портфель ТМ, на которых сейчас "Парнас-М" и держится. Причем, со скандалами, но под каждой ТМ - цифры и факты. Более ничего. А такие вопросы (с них начинал, но быстро "протрезвел") - только раздражают. Нужна конкретика "было/стало". Иначе ничего не будет. И зуб дать :-)
22nd-Jan-2008 06:30 pm (UTC)
А что такое Парнас? Так давно не была в Питере...
Шутка, не обижайся :-) Парнас - это круто, да.
Но я думаю мы сейчас немного о разных вещах говорим. Лично я помешана на идее бренда - инструмента менеджмента. А не только инструменте маркетинга. Т.е. я разговоры о брендинге воспринимаю по-прежнему в разрезе компании и ее корпоративной культуры, а не только продукта.
Возможно я утопическая идеалистка, но я все-таки мечтаю когда-нибудь сделать подобный проект.
Ну так вот. В таком случае без проекции топов - что же это за компания просто нет точки отсчета. Т.е. идея все-таки первичка.
Только конечно же бренд-корпоративная идеология - это редкость. И обычно топов действительно такие вопросы раздражают. Правда, чем успешнее компания и мудрее топ, тем с большим удовольствием он ответит на эти "дурацкие" вопросы. Проверено.
23rd-Jan-2008 08:24 am (UTC)
Супер, у меня такое же представление о брэнде!
Уверен, что у Вас будет такой проект и желаю всячески успехов в его реализации :)
22nd-Jan-2008 06:32 pm (UTC)
P.S. Практикам, умудрнным "Парнасом" - респект и уважуха :-) Пора начинать консалтинг на тему "как убедить руководство" :-))))
22nd-Jan-2008 08:07 pm (UTC)
Светлана, что вынес с парнаса (до мы плотно беседовали, но о другом):
Идея должна быть не у бренда, а у бизнеса. Бренд - актив, брендинг - инструмент. Как и корпоративная культура и продукт.
А далее идея бизнеса каскадируется на все его элементы. Тогда и о брендах задумываться придется.
Получается что бизнес-идеология применительно к маркетингу и выражается через брендинг - средство донесения идеи до потребителя. Т.е. начинать надо сверху, выше чем с брендинга. Вот когда топы задумаются над вопросами "чем мы лучше конкурентов?" или "что потеряет потребитель, если нас не станет" - вы на брендинг и так выйдете :-)
22nd-Jan-2008 08:11 pm (UTC)
Ну вот, я и говорю - со стратегии. И понимания своего бизнеса. Ок, можно поменять в вопросах Эдуарда слово "бренд" на слово "компания" и будет список забавных проективных вопросов, которые довольно много интересного могут сказать. Я их ставила в конце вопросника, после всех вопросов о стратегии и видении развития организации. И чем "спокойнее" и выше был топ - тем более информативные ответы на такие "дурацкие" вопросы давал.
23rd-Jan-2008 07:11 am (UTC)
В рамках несовершенного рынка функциональные свойства брэнда будут ключевыми. Потребитель будет стремиться покупать тот продукт, который моет чище, ржавеет дольше, сушит быстрее... Когда на рынке будут присутствовать товары и услуги одинаковых потребительских качеств, как будет выбирать страждущий? только лишь руководствуясь одной ценой?

Что общего есть между авто MINI и гуглом или iPod, Zara…? Разве, MINI лучше ездит? Или, Google лучше ищет? Неужто, iPod по-другому проигрывает музыку? А, Zara делает суперодежду? Нет! Каждый из этих и подобных им брендов нашел уникальные возможности быть другим.

К бизнесу нельзя подходить лишь с одной холодной головой. У компании и брэнда должно быть сердце. Уметь проявить эмоции, а затем вызвать ответные чувства у других людей – так и откроется путь к кошельку наших клиентов. Особенно это важно, когда различия между брэндами воспринимаются как существенные.

Эмоции умерли? Да здравствуют эмоции :)!

То, что обозначенные вопросы направлены на правильное восприятие брэнда, абсолютно согласен. Но считаю, что вопросы следует начать задавать себе, своим сотрудникам, а уж потом сверять с потребителями. Потому? Ценности брэнда должны быть согласованы с ценностями компании, сотрудников. Если будет по-другому, потребитель не купится, даже если товар действительно лучше других.

Мы с Вами отдаем предпочтения разным подходам. От этого потребитель только выиграет :)
29th-Jan-2008 12:45 am (UTC)
stabrk
По-русски слово «бренд» пишется через «е».
29th-Jan-2008 01:34 pm (UTC)
В русском языке слово brand я не нашел :(
Как же его писать? Может все же через "э"?
29th-Jan-2008 02:30 pm (UTC)
stabrk
В англоязычных словах первая латинская гласная «a» передаётся:

— как русская буква «э» — если в именах собственных: актёр Jim Carrey как Джим Кэрри, но если «a» стоит не первой, уже возможен разброд: Natalie Portman может стать как Натали Портман так и Натали Портмэн, хотя предпочтение, всё же, отдаётся замене «a» на «а»: ср., например, вариант Nicole Kidman, укоренившийся как Николь Кидман, а не как Николь Кидмэн, но фамилия Brand всё же будет переведена именно как Брэнд, а не Бранд;

— как русская буква «е» (хотя произносится как [э]) — во всех прочих словах: «brand» — «бренд», «stand» — «стенд», «trand» — «тренд», даже «friend» — «френд», а также «секонд-хенд», «Диснейленд». В профессиональной речи допускается «кэш», «флэш», «тэг» — причина этого в том, что в речи произносятся именно английские слова «cash», «flash», «tag», но написание зафиксировано как «кеш», «флеш», «тег». Односложные, как правило, трёхбуквенные слова сохраняют и звук, и букву «э», но происходят они, как правило, не от слов с «a» («cab» — «кэб»), а передают фонетику: «мэр» («mayor»), «сэр» («sir»), «пэр» («peer»).



Русский орфографический словарь Российской академии наук под ред. В. В.Лопатина даёт именно вариант «бренд», в словарь трудностей это слово не входит (в отличие от «уик-энда» и «уикенда»).
29th-Jan-2008 02:39 pm (UTC)
Доступно! Сенкс!
29th-Jan-2008 02:39 pm (UTC)
stabrk
«В русском языке слово brand я не нашел».

Вот слово «бренд» на «Яндекс.Словари»:
• http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4.

Даже слово «brandmauer» произносится как «брандмауэр».
This page was loaded Jul 19th 2008, 12:01 am GMT.