Менеджмент, блог по менеджменту
Опыт, опыт, опыт и теория. Пропаганда системного подхода к управлению бизнесом
ЧЕГО Я ХОЧУ 
27th-Mar-2008 07:01 am
любознательный малый

Я отовариваюсь раз в неделю в Мегамарте (торговый центр компании "Юнилэнд-Екатеринбург"), один из ближайших к моему дому супермаркетов. Обратил внимание на то, что последний год кассиры каждого покупателя приветствуют улыбкой и добрым словом, благодарят за посещение. Аналогичная картина в Ашане и Metro. Одно меня расстраивает – каждый раз я теряю кучу времени, отстаивая в очереди к кассиру, при этом всегда есть кассы, за которыми нет кассиров. Магазинов становится все больше и больше, но ничего с очередями не меняется. Так почему я предпочел Мегамарт другим магазинам? Цена? Качество обслуживания? Нет. Там просто очередь движется чуть быстрее. Я не замечаю часа блуждания между полками, но меня бесит потерянные пара минут в очереди в кассу.

Once upon a time…

Топ-менеджеры компании Southland, владевшие сетью магазинов 7-Eleven пришли в восторг от книги Питерса и Уотермана "В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки". В ней содержались призывы быть ближе к покупателю и формировать у Сотрудников фанатичную приверженность к повышению качества обслуживания. В сети внедрили подобную программу и даже организовали в 1987 году конкурс "Миллион за улыбку". В результате подведения итогов конкурса менеджер одного из магазинов сети заняла первое место и получила свой миллион. Программа обошлась в миллионы баксов, продавцы и менеджеры действительно стали гораздо любезнее относиться к покупателям. А чуть позже исследования позволили установить слабое влияние повышенной культуры обслуживания на объем продаж. Главное открытие было в том, что в магазинах, где объем продаж вырос существенно, продавцы были менее вежливы и приветливы, чем в других. Программу повышения качества обслуживания свернули. Управленцы осознали, что для большинства покупателей 7-Eleven любезное обслуживание значит куда меньше, чем возможность быстро выбрать и оплатить товар, даже пусть угрюмой кассирше.

Не так давно один британский банк, желая повысить удовлетворенность клиентов и увеличить объем перекрестных продаж, определил три главные цели: добиться, чтобы у клиентов оставалось хорошее впечатление от посещения филиалов, максимально скрасить ожидание в очереди и наладить более тесное взаимодействие сотрудников и клиентов. Для этого было внедрено два нововведения: стоящим в очереди людям предлагалось заполнить анкету и ответить на несколько вопросов – какие продукты банка их интересуют, насколько они довольны обслуживанием и т.д., а над окошками операционистов установили экраны – на них показывали рекламу продуктов и услуг банка, новости, развлекательные и образовательные программы. Рекламные ролики специально были сделаны короткими (10—15 секунд), но эффект был значительный. Опросы клиентов на выходе показали, что их удовлетворенность обслуживанием выросла на 25%, хотя им приходилось ждать в очереди даже несколько дольше, чем раньше.

А ведь не трудно проверить свой продукт на совместимость ценностей и эмоций для потребителя. Я, как потребитель, соглашусь с выводами Джемса П.Вумек и Дэниела Т.Джонса, которые в своей книге "Бережливое обеспечение: Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями" говорят о шести принципах позволяющих определить ценности для современного потребителя:

1. решите проблему потребителя полностью;

2. не тратьте понапрасну его время;

3. предоставьте ему именно то, что он хочет, а не просто то, что у вас есть;

4. предоставьте это там, где он хочет;

5. предоставьте это тогда, когда он хочет;

6. сократите число решений, которые потребитель должен принять, чтобы получить желаемое.

Хочется обратить внимание на то, что ни один из этих принципов не делает акцента на конкретных характеристиках самих товаров. Сам по себе товар уже не имеет большого значения, ибо современный мир вынуждает конкурировать не его качественные характеристики, а особенности его восприятия человеком с кошельком.

И тогда на вопрос "Чьим услугам (продуктам) я отдам предпочтение (при прочих равных условиях): более ценным, но менее эмоциональным или менее ценным, но вызывающим у меня больше положительных эмоций?" – я отвечу: "Мои деньги получат те, кто бережет мое время, а не расплывается в улыбках". Поэтому и в бизнесе я сначала постараюсь предложить своему потребителю ценностную услугу, что само по себе уже окажет незабываемое впечатление, а уж затем постараюсь вызвать у него своим продуктом дополнительные положительные эмоции.

А каков Ваш выбор?

p.s. Если кого интересует поведение мужчины в супермаркете, можно обратиться к статье в журнале "Менеджмент роста".

Comments 
27th-Mar-2008 07:51 am (UTC)
Согласен! У нас в городе в кажлом продовольственном маркете продавцы здороваются, прощаются и просят прийти ещё. Всё это они делают между делом... я всегда игнорирую - пусть лучше сосредоточатся на своей работе, а не на контакте с покупателем, которому глубого безразлично что о нём думает кассир.
Мне было бы приятней, если охранники магазина со мной здоровались, а не прицельно наблюдали что я делаю.
27th-Mar-2008 08:10 am (UTC)
В точку!
27th-Mar-2008 08:35 am (UTC)
Мне приятно когда персонал магазина здоровается со мной, но лишь тогда, когда этот человек делает это конгруэнтно, а не для галочки. В противном случае - вызывает отвращение.
27th-Mar-2008 08:46 am (UTC)
Полное совпадение :)
27th-Mar-2008 08:54 am (UTC) - подрабатываю, учусь в Германии
приветствие и прощание это что-то экстраординарное?!?!?!?
работал продавцом в супермаркете пол года. к вышеперечисленному еще желал удачного дня/вечера/выходных , плюс при озадаченом виде клиента спрашивал, все ли в порядке.
И если последний пункт - посыл сверху, то "спасибоудачногодня" - полностью моя инициатива.
Каждое лето навещаю мою дорогую бабулю на Украине. Городок занимает гордое положение центра области с населением 500 000. В городе всего 4 супермаркета. Первое время моя улыбка и приветствие ( как клиента ) повергали кассирш в ступор. Со временем стали узнавать и здороваться. Но из всей очереди - только со мной (((
27th-Mar-2008 09:13 am (UTC) - Re: подрабатываю, учусь в Германии
Для того, чтобы _покупатели_ в пост-советских странах не дергались при пожелании им удачного дня - должно пройти еще немало времени. Но скороговорка "спасибо за покупку" уже входит в норму :)
27th-Mar-2008 09:47 am (UTC) - Re: подрабатываю, учусь в Германии
:)
27th-Mar-2008 09:10 am (UTC) - Это зависит...
"Мои деньги получат те, кто бережет мое время, а не расплывается в улыбках" - собственно это зависит от типа бизнеса, например, в тех видах бизнеса, сутью которых и является долгое и приятное времяпрепровождение клиента - все как раз наоборот. Получи свой заказ и проваливай - в ресторане не пройдет! ;)
27th-Mar-2008 09:42 am (UTC) - Re: Это зависит...
Конечно, специфика бизнеса накадывает свой отпечаток. Но в ресторанах типа Макдоналдс именно так, как Вы и сказали: "Получи свой заказ и проваливай".
27th-Mar-2008 09:53 am (UTC) - Re: Это зависит...
Эээ, не совсем так :) Не совсем удачный пример :) МакДональдс - это _наиболее_ успешный бизнес среди фастфудов и его основателя можно только уважать за те принципы, которые заложены в построение этой сети. И приведенные Вами 6 пунктов тут как раз соблюдаются. Кстати, инновации в МакДональдсе в области качества обслуживания потребителей - не редкость, а правило. Конечно, нужно понимать что это еще и зависит от точки, и от страны. Их бизнес стоит на трех принципах "качество, чистота, скорость обслуживания" - соблюдаемых (и контролируемых) почти неукоснительно, насколько этого можно достичь в сети из 31000 (тридцать одной тысячи!!!) ресторанов.
27th-Mar-2008 10:01 am (UTC) - Re: Это зависит...
"Проваливай" по сути, а не по форме :)
А так я испытываю ломку, если раз в месяц не поем у них :)

Кстати, в центре С-Франциско ихний ресторан напомнил мне нашу пивнушку 80-х (я понял, что это было из-за высокой проходимости). Лучше обслуживали на Пушкинской, даже в Хургаде и то приличнее.
27th-Mar-2008 10:10 am (UTC) - Re: Это зависит...
Конечно, это же фастфуд! Деньги делаются в основном на обороте, а не сумме чека (хотя и над ним работа тоже ведется). В этом плане сильно удивила одна точка МакДональдс, где после ремонта появились мягкие диваны и кресла... Это явно противоречит скорости обслуживания потребителей - даже если ставка сделана на "дозаказ", то куда деваться вновь пришедшим посетителям - не понятно.
28th-Mar-2008 02:54 pm (UTC) - Re: Это зависит...
Как раз в тему про МакДональдс: http://contramarketing.blogspot.com/2008/03/blog-post_28.html
30th-Mar-2008 11:50 am (UTC) - Re: Это зависит...
В тему, факт )
С Вашей ссылки нашел для себя интересными пару блогов:
1. http://estrabota.com.ua/blog/
2. http://contramarketing.blogspot.com/

Спасибо.
27th-Mar-2008 09:15 am (UTC) - RE: ЧЕГО Я ХОЧУ
Anonymous
"Если продукты потребляются, то услуги переживаются" Дэвид Майстер.

Полностью поддерживаю вашу точку зрения. Помню, когда лет 6 назад впервые увидел в Рамсторе отдельные кассы для покупателей с количеством товара меньше 5, то для себя заметил какой это ценное предложение. Буквально на днях, нужно было купить хлеб, зашел в Перекресток, увидев там метровые очереди, решил купить хлеб в небольшом магазинчике неподалеку. А что стоило сделать отдельную кассу по примеру Рамстора?

С другой стороны, многие, пока стоят у кассы, вспоминают, что чего-то не докупили (увидев это у других - о, как мы любим смотреть на чужие покупки :)), дети хватают шоколадок и жвачек у кассы и т.п. Так что, может быть, в очередях есть и положительный аспект?

Вопрос, я думаю, именно в том, как проводится время в очереди. Не помню где, но читал, что после ряда жалоб о том, что лифт в одном учреждении двигается слишком медленно, решили в него встроить зеркала. Люди были так увлечены рассмотром себя в зеркале, что время поездки для них пролетало незаметно.

Спасибо,
Байрам
27th-Mar-2008 09:49 am (UTC) - Re: RE: ЧЕГО Я ХОЧУ
В очередях есть положительный аспект! Если помимо зеркал занять людей с тем, чтобы одновременно они получали важную для них информацию, то с ней можно рекламировать новые услуги, товары, как пример.
27th-Mar-2008 10:40 am (UTC) - Re: ЧЕГО Я ХОЧУ
а почему бы не прикрутить к потолку в 5 метрах от кассы ( т.е. за пределами супермаркета) ТВ и врубить разные программы, в которых звук не играет главную роль ( спорт, биржевые индексы, природа) Таким образом людям будет чем заняться. При этом лотки со всякой мелочью ( шоколад, жевательные резинки и т.п. сдвинуть "вглубь" магазина. Каждой очереди дать свою направляющую ( канатики, перила, заборы, стены =))) ), а вышеупомянутую мелочь расположить вначале этого "пути".
27th-Mar-2008 10:48 am (UTC) - Re: ЧЕГО Я ХОЧУ
Супер, частично так и делают в продвинутых маркетах, но пока не у нас :(
По-видимому, учет наших потребностей не выходит за рамки их рекламного бюджета.
27th-Mar-2008 09:32 am (UTC)
Качество услуги или продукта на первом месте. Но когда я покупаю дорогую вешь я хочу увидеть признаки почему она так дорого стоила. Одним словом улыбка однозначно важно, но после того как клиент получил то что хотел.

"предоставьте ему именно то, что он хочет, а не просто то, что у вас есть"
Золотые слова!
27th-Mar-2008 09:50 am (UTC)
Именно так.
27th-Mar-2008 10:40 am (UTC)
> меня бесит потерянные пара минут в очереди в кассу.
расслабься)
27th-Mar-2008 10:46 am (UTC)
стараюсь не замечать :) начинаю извлекать в уме корень третьей степени из любого семизначного числа
27th-Mar-2008 11:07 am (UTC)
а вобще лучше изменить восприятие очередей на другую позицию, чем уходить от такой несправедливости или зазря тратить на неё нервы)
27th-Mar-2008 11:31 am (UTC)
и то и другое верно :)
все зависит от ментальности и то, что одному в радость, другому смерть )
27th-Mar-2008 10:04 pm (UTC)
Я тоже однажды проанализировал свои мысли о гипермакетах.

Вообще, чтобы не стоять в очередях, я раньше закупался ночью (это и по моему рабочему графику было удобно). Сейчас, работая большей частью из дома, хожу в ближашую "Пятерочку". Обычно тоже много времени на кассе не отнимает :)

Когда все же приходится ждать, я набираю журналов (некоторые магазины правильно ставят их у касс) и смотрю картинки.

Пожалуй, для меня время ожидания - не самый главный криетрий выбора. Приветливость продавцов имеет не меньшее значение.
28th-Mar-2008 05:45 am (UTC)
Да, еда и любопытство - это фундаментальные потребности человека :) А стояние в очередях к ним не относятся. Кто это понимает, в очередях не потеет, кто нет, тот психует )
27th-Mar-2008 11:32 pm (UTC)
Тоже последнее время думаю над сервис-продуктивность.

На начальных курсах подрабатывал в супермаркете. По-хорошему, ты должен сам чувствовать, какому покупателю что говорить.

Если же рассмариваем в более глобальном масштабе, то наверное нужно найти тот самый минимум вежливости, который не будет в ущерб продуктивности и самое главное будет естественным, не "штампованным". Пример: пусть мне в магазине искренне улыбнуться и скажут: "спасибо за покупку" не заученно, чем скороговоркой: "Здравствуйте-как-ваши-дела-помочь-с-упаковкой-спасибо-заходите-ещё".
28th-Mar-2008 05:50 am (UTC)
Не помню, где, но в одном колцентре (кажется IBM) операторам запретили расшаркиваться перед клиентами. Поскольку клиенты ждут не этого, а быстрейшего решения их проблем. Подобное и в супермаркетах.

А доброе слово является продуктом на других рынках.
1st-Apr-2008 06:51 pm (UTC)
Anonymous
Извините, немножко не о крупных ТЦ.
Когда заходишь в магазин хорошей одежды с точным намерением что-либо купить и персонала не видно: как хорошо!
Но не тут то было! Из-за стен, углов, из-за портьер медленно,
осторожно начинают "ткаться из воздуха" консультанты (так они,
кажается именуются),
впиваются в тебя глазами, стараясь изобразить вежливый взгляд.... Молчаливая мизансцена...И ВОТ ЗВУЧИТ ЭТОТ СТРАШНЫЙ ВОПРОС:
ВАМ ЧЕМ-НИБУДЬ ПОМОЧЬ?...
Не дожидаясь вопросительной интонации, которая обязательно повиснет в воздухе, я незамедительно бегу к выходу!

Это к слову о культуре: культуре содействия персонала клиенту.

Я полагаю, что так действовать наших "крепостных" (а именно так они и выглядят - ведь в обычной своей жизни они не используют такие дурные
интонации, это же на лицах написано) обязало руководство. Складывается впечатление, что это самое руководство просто выучило наизусть
лексические англоязычные салонные формулы, которые для нас русских
не только не понятны, но и неприятны. Приспособить к нашему менталитету
эти формулы никто не потрудился.
Что хорошо звучит по английски (или по американски)- уродливо
звучит по русски. Разве мы забыли, что английский язык породили беззубые
пьяные викинги? :) С уважением к владельцам салонов и бутиков!!! р12.
2nd-Apr-2008 04:23 am (UTC)
Мне то же не нравится, когда ко мне пристаю в магазине заботливые продавцы. Помню понравился подход одной автомобильной сети, где консультантам запрещено подходить к поситителям. У консультантов на лацканах был бейджик с надписью "Спроси меня сам". Сделано это ыло после того, как выяснилось, что покупают чаще именно те, кого не доставали.
7th-Apr-2008 05:42 am (UTC)
Приходят к этому, (я и про экраны и про рекламу в очередях, и про шеколадки и жвачки при кассах) Но есть в этом всем маленькое но! Любой из всех способов, как развлечь клиента в очереди очень и очень быстро приедается (как и любой новый вид рекламы в скором времени становится менее эффективным) Толерентность знаете ли великая вещь! Люди все фильтруют и не замсечают (судите сами, про пример с банком - никто не будет каждый раз заполнять анкеты, а в очереди стоять будет). Поэтому главное - это время обслуживания. Но и здесь все тоже очень изменчиво. Приведу пример - у меня рядом с домом есть супермаркет "Патерсон" и магазин "Мрия". Ассортимент почти одинаковый для обычных нужд. В Патерсоне цены немного выше, но раньше(!!!) там не было очередей, вобще! Тогда как в Мрии постоянные очереди. Что делают люди? Они идут в Патерсон, постепенно очереди появляются, что в ответ делает Мрия - ставят новое кассовое оборудование и добавляют 2 кассы в которых алкоголь не пробивается (экспресс, не вижу особого смысла, но видимо это работает). Число клиентов растет, обслуживание быстрое. Патерсон в свою очередь делает скидку для пенсионеров в определённое время +регулярные распродажы, которые тоже заставляют идти к ним. В ответ Мрия делает скидку для пенсионеров постоянную и целый день. И все равно им не переманить всех, так как в Патерсоне огромный выбор готовых салатов. При этом улыбка и общение более приятные в Мрии. Короче к чему я это все - желание клиента складывается из вот таких вот пунктов:
1. Скорость обслуживания
2. Ассортимент товара
3. Стоимость товара
4. Характер обслуживания
И все эти пункты регулярно мигрируют с 1го на 4й, и так далее до бесконечности. (Что касается дизайна, тд и тп - это повод придти, но не остаться) И кажется мне (имхо) что список не зависит от характера бизнеса вобще!
7th-Apr-2008 06:32 am (UTC)
Серьезное наблюдение. Согласен с Вами.
This page was loaded May 9th 2008, 6:15 pm GMT.