Эдуард Колотухин (eduardk) wrote,
Эдуард Колотухин
eduardk

Categories:

ДЖИМ КОЛЛИНЗ. "ОТ ХОРОШЕГО К ВЕЛИКОМУ"

Не знаю, как Вы, но мне из любопытства давно уже хотелось поработать в великой компании. Когда я прочитал книгу Джима Коллинза "Good to Great" желание стало более осмысленным. Одновременно пришло понимание, что у нас таких компаний нет совсем (если кто-то меня переубедит, буду не сказано рад). А время ожидания нарождения великой компании по российским меркам может выйти за рамки моего продуктивного жизненного цикла. Не надо тратить время на их поиски, а самому, постигнув процесс превращения гусеницы в бабочку, взяться за ее создание.

Это должен знать каждый

кто сознательно ищет себе выдающегося работодателя или хочет стать, кого ищут в качестве идеального работодателя:

  • великие компании добиваются революционных перемен вовсе не революционным путем (NB: по данным журнала Fortune новые CEO в настоящее время в три раза более склонны к проведению радикальных изменений, чем это было двадцать лет назад);
  • технологии не имеют в сущности ничего общего с переходом от хорошего к великому, технологии – это не причина, а акселератор изменений (NB: аналогичный подход можно найти у Карра);
  • известные управленцы-варяги, структура и методы вознаграждения СЕО и выдающиеся результаты компании никак не связаны между собой (NB: все больше в последнее время читаю статьи о том, что экспаты покидают российские компании, так и не добившись значимых результатов);
  • хорошо проработанные стратегии есть у всех, так что это не отличительный признак долгосрочного успеха;
  • отрасль и ее жизненный цикл не имеет никакого значения для выдающегося успеха – это не игра случая, а вполне осознанный выбор.

Вопрос в том, что же это за выбор?

Процесс перехода от хорошего к великому

можно представить в виде накопления потенциала и следующего за ним стремительного роста. Три основные составляющие этого процесса: дисциплинированные люди, дисциплинированное мышление, дисциплинированные действия.

Каждая из составляющих содержит две основные концепции:

  • Руководители 5 уровня: В отличие от известных корпоративных лидеров, обладающих, как правило, сильным характером и не сходящих со страниц журналов и газет, руководители, которым удалось осуществить преобразования на своих предприятиях и перейти от хорошего к великому, кажутся прилетевшими с Марса. Спокойные, незаметные, сдержанные и даже застенчивые, эти руководители представляют необычную комбинацию скромности и профессиональной воли.
  • Сначала "кто" затем "что": сначала они подбирают нужных им в путешествии людей, избавляются от людей ненужных, добиваются того, чтобы нужные люди занимали нужные места, и только затем решают, а куда же, собственно, они едут. Старое утверждение "кадры решают все" оказывается неверным. Не про­сто кадры решают все, а нужные кадры.
  • Смотрите суровым фактам в лицо (но все же не теряйте веры): Каждая великая компания столкнулась с тем, что мы назвали "парадокс Стокдейла": вы должны продолжать верить в победу, невзирая ни на какие невзгоды, но в то же самое время иметь мужество смотреть в лицо действительности, какой бы суровой она ни была.
  • "Концепция ежа": простая концепция, дающая согласованные ответы на три вопроса: 1. В чем вы можете быть лучше всех в мире? 2. На чем основывается ваша экономическая модель? 3. Что вы особенно любите делать?;
  • Культура дисциплины: Сочетая культуру дисциплины с этикой предпринимательства, вы получаете магию выдающихся результатов;
  • Технологии как акселераторы: Компании, совершившие переход от хорошего к великому, по-иному понимают роль технологий;
  • Маховик и порочный круг: Те, кто затевает радикальные изменения и перестройки организаций, почти наверняка не смогут добиться выдающихся результатов;

C широко открытыми глазами

следует использовать модель Коллинза. Помните, что

  • достижение выдающихся результатов сильно завязано непосредственно на руководителя пятого уровня, а, что если его реально нет или его решат уйти из компании?
  • нет объективных критериев того, что собственная "концепция ежа" выработана правильно. Нет и четкого алгоритма ее выработки.

Подведем итог

Пропитанная стратегическим духом книга очень удобна для чтения: основные концепции изложены в начале книги и детально рассматриваются в отдельной главе, каждая из которых помимо основных выводов, емких и запоминающихся, заканчивается "неожиданными заключениями", ломающими стереотипы управленческой практики. Хотя книга имеет структуру академической публикации, она читается на одном дыхании, содержит любопытные метафоры, опыт реальных компаний, как добившихся выдающихся результатов, так и разорившихся, а так же инструменты, системное использование которых приведет Вас к успеху!

Эту книгу советую читать с карандашом.

Скачать книгу.

Джим Коллинз "От хорошего к великому". Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001 г. -285 с.

Tags: книги, лидерство, метафора, стратегия, теория
Subscribe
promo eduardk april 14, 2013 23:22 9926
Buy for 200 tokens
П ервая мечта священна! Вы помните Занимательную физику Я.И.Перельмана? Многие не любили физику, но только не эту книгу! В ней описывалось волшебство, к которому даже взрослые не оставались равнодушными! И когда 25 лет назад я захотел сделать свои лекции по физике студентам Уральского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments