Эдуард Колотухин (eduardk) wrote,
Эдуард Колотухин
eduardk

В ПОИСКАХ ГРААЛЯ

Как вы думаете, у какой компании больше шансов попасть в беду? Кризис, не кризис... в целом. Вот ответ Дэвида Джеймса – кризисного менеджера, который за 30 лет работы помог множеству публичных и частных компаний, оказавшихся на грани краха.

причины краха

Он не один такой умный :) Через семь лет после него директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский поделится "свежими" 12 уроками из кризиса. Его урок №1 – "Легкие деньги пожароопасны"! Неожиданный денежный дождь – первое что расслабляет и отключает рассудок. История Союза и современной России даже в масштабах государства это подтверждает :( Перечисленные выше грабли являются, по-сути, одной из ментальных ловушек подстерегающих менеджеров – ловушки предсказуемости.

Понимание причин, которые могут привести компанию к краху, позволяет только некоторым избежать тяжелой участи. Ну, а что делать тем, кто все же наступил на грабли? Сначала небольшое лирическое отступление. Двадцать лет назад, чтобы вступить в гаражный кооператив необходима была машина. На кафедре физики УПИ, где я тогда преподавал, работала следующая схема. Был один автомобиль – Запорожец, который торжественно продавали следующему счастливчику, когда его старого хозяина принимали в кооператив. Цена машины не менялась уже лет пять и была 1000 рублей. Последним хозяином Запорожца был доцент Алексей Базин – человек-легенда, про которого ходила масса анекдотов и который считался мало практичным человеком. Так вот, он тоже вступил в кооператив и уже собирался продать машину. Как-то вечером он на ней возвращался домой и его ударил грузовик. Машина в хлам и ни о какой тыщи речь уже не шла. Ему предлагали 200 рэ. Погоревав, он начал распродавать ее по частям и выручил... 1500 рублей! Мораль: надо внимательно относится к оценке своих активов!

Если нет заранее подготовленного на этот случай плана "А" или "В", первое что надо сделать – сменить образ мышления. Практически любой психолог вам подтвердит: хочешь поменять мир – поменяй к нему свое отношение. Опыт англичанина подсказывает необходимость смены приоритетов. Я насчитал у него две подсказки.

приоритеты в кризисе

У каждого своя будет "соломинка" – готового рецепта тут нет. Для меня это означает, в частности, использование ситуации в качестве рычага. Другой может найти для себя свой грааль. А почему опасна попытка увеличить продажи или сократить затраты в целом тоже понятна. Очень часто здесь менеджеров с горячей головой поджидает с косой положительная обратная связь. Контроль за исполнением бюджета является типичным примером сваливания в хаос из-за положительной обратной связи. Не получили нужный уровень прибыли – снижаем затраты. "Лучший" способ – уволить часть Сотрудников. Возросла нагрузка на остальных членов организации – клиенты не стали получать должного внимания. Недовольные клиенты и Сотрудники покидаю компанию – еще больше снижается прибыль… Так проблема исполнения бюджета превратилась в полномасштабный кризис организации...

Каков же план спасения Дэвида Джеймса. Общая схема антикризисного управления представляет из себя семь пунктов.

великолепная семерка

Я порылся в своих прошлых постах на тему антикризиса и с удовлетворением для себя отметил, что практики, типа Клауса Кобьёлла, так или иначе подтверждают своим опытом "великолепную семерку" англичанина.

Очевидно, что выбор инструментов будет зависеть от целей. Читая рекомендации Дэвида Джеймса в последнем номере HBR, понимаешь, что в большинстве случае акционеры хотели выручить максимум денег от продажи своего бизнеса и при этом сохранить рабочие места. Мне же больше по душе другая цель: сохранить предприятие путем достижения им адаптивности и самоорганизации. Но если присмотреться, то требования к организационной гибкости совпадают с практикой антикризисного управления от Дэвида Джеймса. И это тоже логично. Первые шаги от края пропасти у всех одинаковы – в сторону противоположную ей. А далее в качестве соломинки выбрал бы проработку вариантов использования несовершенства человека и рынка одновременно (это касается всех заинтересованных сторон бизнеса), попутно вырабатывая мероприятия связанные с исправлением внутри компании несовершенства ее управления и выработки организационной культуры, соответствующей новым рыночным условиям.

Tags: hbr, антикризис, инструменты менеджера
Subscribe

  • АССОЦИАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ

    Д есять лет назад Европейский Союз ввел запрет на рекламу табачной продукции, поставив табачные компании, главных спонсоров гонок, в трудное…

  • "АПОКРИФ ПРОДАЖ"

    Д рузья. "Апокриф продаж" уже доступна к почтовой рассылке. Твердый переплет, суперобложка, более 400 страниц с картинками :) Есть…

  • ТАЛИ ШАРОТ "ИСКУССТВО ВЛИЯНИЯ"

    К нига о том, как изменить мысли других людей, опираясь на процессы мышления. Автор выделяет семь ключевых факторов: Априорные…

promo eduardk april 14, 2013 23:22 9935
Buy for 200 tokens
П ервая мечта священна! Вы помните Занимательную физику Я.И.Перельмана? Многие не любили физику, но только не эту книгу! В ней описывалось волшебство, к которому даже взрослые не оставались равнодушными! И когда 25 лет назад я захотел сделать свои лекции по физике студентам Уральского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • АССОЦИАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ

    Д есять лет назад Европейский Союз ввел запрет на рекламу табачной продукции, поставив табачные компании, главных спонсоров гонок, в трудное…

  • "АПОКРИФ ПРОДАЖ"

    Д рузья. "Апокриф продаж" уже доступна к почтовой рассылке. Твердый переплет, суперобложка, более 400 страниц с картинками :) Есть…

  • ТАЛИ ШАРОТ "ИСКУССТВО ВЛИЯНИЯ"

    К нига о том, как изменить мысли других людей, опираясь на процессы мышления. Автор выделяет семь ключевых факторов: Априорные…