Эдуард Колотухин (eduardk) wrote,
Эдуард Колотухин
eduardk

Category:

Как мы готовимся к неприятностям

За две недели до Нового года я пережил маленькую катастрофу. В пять утра с субботы на воскресенье в спальне лопнул кран на батарее. Струя обратки (горячей и грязной воды) быстро превратил белые стены и белый ковер в грязное и не потребное. Пять минут я метался по квартире, думая спросони, что делать в первую очередь… Вычерпывая 15 ведер воды с ковра, я думал о том, мог бы я быстрее закрыть стояки, мог ли вообще избежать случившееся?

Мог - мог перекрыть не за пять минуть, а за одну. Но ни когда, ни разу не попробовал провести «генеральную репетицию».

Мог - мог вообще избежать проблем, если бы заменил краны раньше. Ведь советовал это сделать мне местный сантехник еще два года назад…

Бизнес, как и люди, также подвержен «неожиданностям» подобного рода.

Прочитано:

Если у организации есть система раннего распознавания скрытой опасности и быстрого реагирования, она вполне успешно предотвращает серьезные проблемы.

Мы все умеем задавать вопросы, а отвечать?

  • Как относятся в Вашей компании к ложным тревогам? Могут ли Ваши Сотрудники открыто обсуждать грозящую опасность? Обычно это в компаниях не приветствуется, не правда ли?
  • В чьей компетенции относятся выявление тревожных признаков, даже слабых, и откровенного высказывания опасений? Генералитет? Среднее звено? Любой Сотрудник?
  • Как они поступают, если чувствуют угрозы для бизнеса: внешние и внутренние? Молчат или обсуждают в курилке?
  • Есть ли у Вас методика распознавания неявных угроз и принятия ответных мер?
  • Вы знаете, как распределяться роли в Вашей команде формальные и неформальные, случись если что? Когда дорог каждый час, собирать впопыхах разношерстную команду спасателей и требовать от них эффективной работы по меньшей мере наивно.
  • Как часто Вы себе задаете вопрос “что было бы, если бы”?

 

Прочли, а ответы? Ответов нет? Ленитесь или нет угроз? Никаких признаков надвигающейся катастрофы - значит, клиент сбежал.

А вот мистер Эндрю Гроув (Intel) любил напоминать своим подчиненным:

Выживают только параноики.

С ним соглашаться вовсе не обязательно, но один положительный пример из жизни “мудрых компаний” приведу.

О том, насколько Dell открыта для всего нового, готова к неожиданностям, можно заключить по тому, как она отреагировала на десятидневную забастовку в портах западного побережья США в 2002 году. Почуяв неприятности, компания «подняла по тревоге» работающую в реальном времени сеть поставщиков и транспортных партнеров, направила туда команду сильных специалистов по логистике и заказала 18 самолетов «Боинг 747», потратив на это, как потом оказалось, в два раза меньше, чем те, кто заказывал самолеты, когда забастовка уже началась.

Некоторые из Вас все же серьезно задумались над своими ответами? Тогда что Вы готовы сделать?

Уверен, что некоторые из Вас могут придумать:

  • несложную систему статистической обработки данных, помогающую диагностировать малейшие потенциальные риски (например, расхождение между ожидаемой и реальной прибылью того или иного продукта компании),

или

  • использовать таинственных или мнимых покупателей, которые привлекут внимание к тому или иному недочету, которые могут свидетельствовать о более серьезных проблемах,

или

  • нарисовать бостонскую матрицу для своих продуктов и аналогов конкурентов, определиться с тенденциями, коровами, звездами и т.п., дополнить это картой стратегических групп, заодно разобраться с пятью силами Портера, провести STEEP и SWOT-анализ, анализ цепочки ценностей (прошу к изложенной последовательности не придираться)…

или

  • улучшить систему информирования Сотрудников о планах компании, чтобы среди них уменьшить число параноиков и увеличить число сторонников,

и т.д. и т.п. 

Конечно, каждый из нас сможет вспомнить или придумать еще несколько действенных приемов. Но, памятуя, что многие умнее одного, предлагаю использовать знания, опыт и… некоторые психологические особенности  Ваших сотрудников. Как на счет того, чтобы в Ваших компаниях создать временную рабочую группу с емким названием?

“Bad Idea

Это может быть секретная “террористическая” группа в рамках вашей же компании. Задачей этой группы будет обдумывание плана вашего уничтожения. Предложенные ею идеи, помогут Вам заранее подготовиться к обороне в конкурентной борьбе.

“Услышанные Кассандры”

Другим вариантом такой идеи может быть группа, в которую входят Сотрудники, по характеру своему являющиеся настороженными и проницательными наблюдателями, высказавшиеся неоднократно о потенциальных угрозах. Обычно от таких Сотрудников стараются избавиться, их предупреждениям не внемлют. Они подобны троянской царевне, наделенной даром прорицания, которой, однако, никто не верил из-за наложенного на нее проклятия. Но их способности можно использовать! Гарантируйте им право задавать вопросы, не соглашаться и ошибаться.

Систематизируйте их работу. Пуст их основной задачей будет, например, определение разрывов на стратегических и операционных уровнях и возможные последствия для компании, если эти разрывы не устранить.

Увеличить конструктивность работы такой группы помогут несколько правил для них, типа:

·         Неустанно собирайте  информацию. Убедитесь, что у вас в руках все факты – не только те, что вам нравятся или те, которыми вас снабжают.

·         Подвергайте сомнению свою интерпретацию происходящего. Сбор информации – вещь важная, но то, как вы сами для себя ее объясняете, показывает, насколько разумно вы подходите к делу.

·         Не руководствуйтесь слепо правилами и нормами.

Вы так же можете апробировать тактику от генерального директора РОСНО Левана Васадзе:

Задаю вопрос: “А что произойдет, если вас, бюрократов, не будет?” И мы начинаем вместе думать. Это было сделано во время ревизии функциональной нагрузки Центра регионального управления. Все были ошарашены вопросом. А потом мы сидели и моделировали дальнейшее развитие событий. Удалось обозначить полтора десятка кризисов, которые настанут в результате. Потом, применив систему скоринга, каким-то из этих кризисов мы присудили “смертельную” категорию, а каким-то – едва лине “живительную”. Т.е. пришли к выводу, что они стали бы даже благом. Исходя из этого, мы полностью перекроили всю функциональную структуру Центра регионального управления.

В заключении «свежая» мысль от CEO Xerox Анна Мулкаи:

Быть большим стало недостатком. Если вы неподвижны, размер не дает преимуществ. Вы как скала.

И парочка выводов:

  1. Неопределенность возрастает, но все равно нужно уметь предвидеть.
  2. Раньше Вы строили прогнозы, теперь нужно быть готовыми.

Поискал и нашел, что внедрением систем управления рисками сегодня занимаются Газпром, Аэрофлот, Сбербанк, РЖД, Северсталь, Система, МТС, ЮТК (МРК), Сибирьтелеком (МРК)…

А что же делать компаниям “попроще”, не имеющим возможности отвлекать существенные ресурсы на автоматизированные СУР? А если и сформировать группы, о которых, я писал выше, совсем не просто? Тогда начните с простого – научитесь задавать себе вопросы. Для большинства и нас, работающих в Телекоме, вопросы могут быть такими.

Например.

1.       Среди всех сегментов российского Телекома проводная дальняя связь развивается наименее интенсивно, демонстрируя максимальные показатели в 9-12%. Период быстрого экстенсивного роста рынка заканчивается. Необходимо готовиться к изменению бизнес-моделей, неизбежному при переходе к интенсивному росту. Какие ресурсы и способности Ваших компании Вы собираетесь интенсифицировать, а так же каким образом?

2.       Новый год для новых игроков будет годом дальнейшего «накопления опыта». Новые игроки в зависимости от правильности выбранной стратегии могут занять от 10 до 30% рынка. В этот период значительного передела рынка возможны ценовые войны. Как это отражается в стратегии Ваших компаний?

3.       Хотя заявленные тарифы МТТ ниже тарифов «Ростелекома» в среднем на 10-15%, можно предположить, что не стоит ожидать существенного снижения голосовых тарифов в текущем году. Но после полной демонополизации и приватизации «Связьинвеста» тарифы на дальнюю связь может упасть до 40%. Как это отражено в бизнес-планах Ваших компаний? Какой уровень рентабельности заложен, и каков его тренд в среднесрочной перспективе (2-3 года)?

4.       Для рывка необходимо целенаправленно создавать и культивировать специфическую инфраструктуру: чтобы родился один выдающийся ИT-проект необходимо перманентное существование десятков провальных. Должен постоянно генерироваться поток идей. Эволюция слепа — она плодит множество вариантов, из которых выживают только «правильные». Стартовая реализация рисковых проектов лучше проводить на уровне небольших команд. Кто сегодня у Вас в компании состоянии генерировать поток идей, ждущих своей реализации? Как компания собирается поддерживать этих людей (организационно, не формально)? Готова ли Ваша компания использовать свои филиалы в качестве полигона по испытанию новаторских проектов?

5.       Поскольку абсолютно все сети операторов местной связи настроены на соединение с Ростелекомом, то на первом этапе большинство абонентов останется за РТ. Видимо, подобная ситуация продлится около года. В дальнейшем все будет зависеть исключительно от способности операторов дальней связи к освоению рынка. Всем операторам придется очень активно информировать абонентов о своем существовании. Чем Вы собираетесь «выделяться» среди прочих игроков? Как собираетесь пробиться через «информационный шум» других операторов?

6.       В телекоммуникационном бизнесе следует помнить о риске потерять доходы из-за изменения структуры этого рынка. Порой такие революции происходят молниеносно. В наше время маленькая фирма вроде Skype способна, стартуя с нуля, достичь рыночной капитализации, какая и не снилась «старым» операторам.

С каждым днем голосовой трафик все больше будет уходить с IP-терминалов через Skype и различные софт-фоны в сеть передачи данных. А есть еще и такие вещи как GSM-модемы, call-back… Вы это продвигаете у себя внутри компаний или не замечаете или боретесь?

7.       В операторском сегменте происходит активное замещение классических TDM сетей сетями на основе IP и отток абонентов традиционной телефонной услуги в альтернативные сети. Пионеру альтернативной абонентской телефонии Vonage удалось привлечь более 2 млн. пользователей, у лидера американских операторов по объему междугороднего и международного голосового трафика компании Skype в онлайне одновременно находится около 7 млн. человек.

Успешно развиваются Google Talk, AOL и многие другие. Традиционные операторы принимают защитные меры. Например, France Telecom, рискующий при существующих темпах оттока абонентов традиционной телефонии через 10 лет остаться без единого пользователя, учредил компанию Wanadoо, которая на базе инфраструктуры национального оператора предоставляет абонентам IP-сервисы. А наши МРК так же будет действовать? Конечно! А каков наш ответ Чемберлену?

8.       Происходит постепенное изменение поведения потребителя услуг связи, который в развитых регионах полностью удовлетворил базовые потребности в телекоммуникационных сервисах и теперь выбирает среди них наиболее предпочтительные, исходя из определенных личных критериев. Вы знаете эти критерии? Вы стараемся их спрогнозировать? В чем Ваши фишки? Кто ведет системно работу по этому вопросу в Вашей компании?

9.       Известно, что существует ряд сложностей перехода к NGN, которые лежат в плоскости коммутации. В этом случае не до конца проработаны вопросы обеспечения требований СОРМ. Кроме того, непонятно, как на основе софтсвича удовлетворить до сих пор существующее требование по обеспечению возможности вмешательства телефонистки, как реализовать выбор оператора дальней связи по категории абонента; есть проблемы стыковки со старой системой сигнализации и т.п. Поэтому, по большому счету, движущей силой внедрения новых услуг является не NGN, а протокол SIP. На базе SIP можно реализовать любые услуги, вплоть до самых экзотических, таких, например, так персональный сигнал посылки вызова (ring back tone).

Кроме того, очень важным моментом является возможность взаимодействия операторов с операторами и абонентов с абонентами по SIP, минуя телефонные сети общего пользования. Это создает предпосылки для связи абонентов друг с другом из различных альтернативных сетей, которые сегодня являются "замкнутыми мирами". Наконец, большой импульс развитию интернет коммуникаций придаст увеличение числа точек доступа благодаря развитию беспроводных сетей WiFi/WiMAX и увеличение числа мобильных устройств со встроенным SIP-клиентом. Какую технологию Вы продвигаете? Вы мыслите "телефонными станциями и телефонами" и пытаетесь привязать к ним новые сервисы? Как долго Вы еще будете не открыты для SIP-сервисов?

Вопросы можно продолжать. Вот и продолжайте. Присылайте, жду.


Tags: dell, intel, будущее, идея на каждый день, инструменты менеджера, риски, стратегия
Subscribe
promo eduardk april 14, 2013 23:22 9926
Buy for 200 tokens
П ервая мечта священна! Вы помните Занимательную физику Я.И.Перельмана? Многие не любили физику, но только не эту книгу! В ней описывалось волшебство, к которому даже взрослые не оставались равнодушными! И когда 25 лет назад я захотел сделать свои лекции по физике студентам Уральского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment