Эдуард Колотухин (eduardk) wrote,
Эдуард Колотухин
eduardk

Categories:

ВОЙНА ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО?

Подведем итог обсуждению последнего хитрого вопроса о сотрудничестве конкурентов.

В преамбуле вопроса был описан двухлетней давности взаимный шаг BMW и Mercedes в области производства субкомпактных автомобилей. Но и до 2007 года у обеих компаний положительный опыт сотрудничества с конкурентами уже был. У BMW – это совместный проект по разработке моторов для Mini с компанией Peugeot. Mercedes выпускал грузовые автомобили, используя дизельные моторы VW.

Сотрудничество компаний, которые всегда были конкурентами в одной области, вполне возможно, если их интересы пересекаются в другой. Попытки сближения двух конкурентов имеют под собой веские основания. С финансовой точки зрения кооперация более чем оправданна. Получить готовую платформу своего соперника порой гораздо дешевле, чем инвестировать громадные средства в разработку собственной. Сотрудничество BMW и Mercedes позволит снизить расходы каждой стороне более чем на миллиард евро. Второй веской причиной является то обстоятельство, что лидирующему положению обоих концернов угрожает союз Porsche, Volkswagen и Audi. Желание сохранить ведущую роль в производстве экологичных автомобилей и миллиарды инвестиций сближает двух соперников. Вами показаны были и другие причины. Это объединение усилий в сфере закупок и совместного приобретения комплектующих на крупных рынках, плюс для обоюдовыгодного и менее затратного способа решения своих проблем, обусловленные кризисом (спад продаж, недозагрузка производственных мощностей).

При этом BMW и Mercedes ищут союзников не только друг в друге. В прошлом 2009 году BMW объявила о сотрудничестве с итальянским автогигантом Fiat. Новый компакт Alfa Romeo MiTo должен появиться на платформе BMW 1-Series или Mini Cooper.

В автомобилестроительной отрасли сейчас создается целый ряд новых альянсов. Причины те же, что и у союза BMW и Mercedes. Opel намерен более тесно сотрудничать с Renault. Успешным началом их союза стало производство грузовиков в Европе. В США Chrysler с 2008 года производит для VW минивэн на основе своей модели Voyager. FIAT и Ford создали союз для производства малолитражек. Первый успех этого альянса – Fiat 500, который собирают на том же заводе, что и Ford Ka. Буквально в начале декабря появилось сообщение о том, что PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors ведут переговоры о создании альянса. Слияние двух автопроизводителей может привести к созданию шестого в мире по величине автомобильного концерна. В этом же месяце Volkswagen Group и Suzuki объявили о стратегическом альянсе. И эта тенденция набирает обороты. Но только ли среди производителей машин?

IT и Internet

Весной 2009 года стало известно о том, что два заклятых врага AMD м Intel начинают по-новому выстраивать свои отношения друг с другом.

Их союз объединяет интересы в сегменте дискретных графических адаптеров. Компании не желают мириться с лидерством технологии PhysX. Перспективы у такого союза очень велики. AMD будет использовать для движка Havok (Intel купила его еще в 2007 году) язык программирования OpenCL.

Страх перед общей угрозой, способной разрушить бизнес, заставляет конкурентов выстраивать новые отношения, занимающихся организацией поиска во всемирной сети. Google, Yahoo и Microsoft объединяются, чтобы найти способ оценивать и идентифицировать проблему мошенничества с "click fraud", способами обмана, связанными с ложной статистикой кликов и переходов. Эта проблема спровоцировала сомнения, относительно эффективности и экономической целесообразности Сети, как агрессивного маркетингового инструмента. А ведь поисковики зарабатывают именно на онлайн рекламе. В частности перечисленные компании управляют почти 90% прибыли американского рынка поисковых машин.

Газетопечатанье

Буквально месяц назад я описывал ситуацию, описывая реакцию бумажных газет на угрозу со стороны электронной доски объявлений Craigslist. Конкурировать одновременно на разных рынках с разными технологиями одному изданию трудно. Именно поэтому газеты стремятся выстраивать партнерства. В одиночку никто уже не сможет стать большим как Craigslist. Типичным примером налаживания новых отношений между конкурентами стал портал CareerPath.com. Он основан газетами Boston Globe, Chicago Tribune, Los Angeles Times, New York Times, San Jose Mercury News и Washington Post. Вместе дружить "против" легче :)

Авиаперевозчики

В мае 1997 года авиакомпания "Thai Airways International Public Company Limited" совместно с четырьмя другими лидирующими авиакомпаниями такими, как "Lufthansa German Airlines", "United Airlines", "Scandinavian Airlines System", а также "Air Canada", официально объявили о формировании Star Alliance, международного объединения авиаперевозчиков. Формирование альянса стало результатом различных изменений в мировой экономике, ростом спроса на бюджетные воздушные перевозки пассажиров. Крупные авиакомпании стали теснить Ryanair, Easyjet и им подобные. В результате государственные флагманы уже не могли действовать эффективно и соответствовать всем изменениям. Мелкие компании заставили лучше отзываться на нужды потребителей одних из самых крупных перевозчиков! Вслед за Star Alliance появились другие партнерства как OneWorld, SkyTeam.

Химическая промышленность

BASF SE (BASF) и The Dow Chemical Company (Dow) конкурирующие лидеры мировой химической отрасли в 2009 году завершили совместный проект по разработке и запуску установки по выпуску оксида пропилена (PO). Это первый проект, предусматривающий использование инновационной технологии HPPO (окисление пропилена перекисью водорода), совместно разработанной специалистами BASF и Dow. HPPO – технология, предусматривающая более эффективное использование энергии и снижение нагрузки на окружающую среду.

Реализация исследовательской программы Dow и BASF по разработке и коммерциализации технологии HPPO была начата в 2003 году. Этот совместный проект объединил инновационные потенциалы обоих участников, что позволило внедрить данную технологию в производство быстрее, чем это можно было бы сделать по отдельности. В сентябре 2006 года был дан старт сооружению промышленной установки. А в марте 2009 года компании сообщили о пуске установки и выводе ее на стабильный режим работы.

Производство авиадвигателей

Мировой рынок производства авиадвигателей поделен между четырьмя крупнейшими производителями США и ЕС. Около 90% двигателей в мире производится "большой четверкой", включающей американские GE Aircraft Engines (подразделение General Electric) и Pratt&Whitney (входит в корпорацию United Technology), а также британскую Rolls-Royce и французскую Snecma (входит в группу SAFRAN).

Прямая конкуренция этих компаний между собой за последние несколько лет трансформировалась в стратегию мягкого партнерства. В качестве примера можно привести стратегический альянс GE Aircraft Engines и Snecma Moteurs. Государственная французская компания и частная американская создали совместное предприятие CFM, которое с двигателем CFM-56 стало лидером в поставках моторов для узкофюзеляжных воздушных судов.

Еще два крупнейших альянса – Engine Alliance (GE, Snecma и Pratt&Whitney), который совместно выпускает двигатель GP7200, и International Aero Engines (Pratt&Whitney, Rolls-Royce, Japanese Aero Engines и немецкая MTU Aero Engines).

Фактически, на сегодня ведущие производители авиадвигателей используют бизнес-модель, основанную на разделении труда, а также прибыли и рисков между компаниями. Производители продолжают разрабатывать и предлагать покупателям собственные модели моторов, но все больше двигателей поставляется в кооперации. Такая стратегия позволяет динамично развиваться всем основным производителям авиадвигателей.

Транспорт

Железные дороги Европы уже давно составляют единую сеть. Но чтобы заказать билет до пункта назначения в другой стране, требовалось преодолевать языковые барьеры, разбираться со сложными состыковками в расписаниях поездов. Не действовали и системы скидок и льгот. Чтобы снять все эти препятствия, упростить путешествия по сети железных дорог Западной Европы, а заодно и попытаться переманить путешественников у авиалиний, девять крупных европейских компаний, куда вошли Британская Eurostar, немецкая Deutsche Balm, французская SNCF, бельгийская SNCB, голландская NS Hispeed, австрийская OBB, швейцарская SBB, плюс совместные предприятия Thalys, Lyria и Alleo объявили о создании Railteam союза. Таким образом, железнодорожные компании пытаются защититься от конкуренции со стороны авиаперевозчиков, и, в первую очередь, дискаунтеров (малобюджетных авиакомпаний), отнимающих у них немалую долю на рынке доставки пассажиров по внутри-европейским направлениям.

Теперь, объединившись в новый транспортный альянс, железнодорожные компании, намерены предоставить пассажирам билет на все международные направления. Компании уже сегодня готовы вложить 30 млн евро в создание единой системы продаж билетов, которая года будет реально доступна и в Интернете. Это намного сократит издержки и повысит качество услуг, а клиенты Railteam получат возможность менять поезда различных компаний, имея при этом единый билет.

Производство ЖК-панелей

В декабре 2007 Toshiba и Sharp создали альянс по производству крупноформатных жидкокристаллических панелей. В рамках проекта Toshiba закупает у Sharp ЖК-панели с диагональю 32 дюйма и выше. А Sharp на своем новом заводе, построенном в Японии, производит ЖК-панели и закупает у Toshiba полупроводниковые элементы для использования их в своих жидкокристаллических телевизорах.

Второе соглашение о взаимном сотрудничестве в области производства ЖК-панелей было заключено между компаниями Hitachi, Canon и Matsushita Electric Industrial (выпускающей продукцию под брендом Panasonic). Цель создания трехстороннего альянса – усиление позиций на рынке ЖК-панелей, более быстрое развитие новых ЖК-технологий и дальнейшее расширение сферы применения этих технологий и устройств на их основе.

Hitachi обладает рядом передовых ноу-хау в области ЖК-панелей, в частности технологией IPS (In-Plane Switching), обеспечивающей высокую точность передачи цветов, широкий угол обзора и ряд других возможностей. Canon имеет сильные позиции в области разработки и производства цифровых камер, печатающих устройств и медицинского оборудования, Matsushita занимает лидирующее положение на рынке плоскопанельных телевизоров.

Тремя годами ранее ЖК партнёрство образовали Samsung Electronics динамично развивающаяся южнокорейская компания и легендарный гигант бытовой электроники из Японии – Sony.

Общие замечания

В последнее время глубиной своих ответов радует virgonet, чьи материалы использованы для данного поста. Он же верно подметил, что сотрудничество с конкурентом вещь весьма специфичная и требует от руководства компании избавиться от сложившихся стереотипов, типа: "Взаимодействие конкурентов – это всегда война" или "Бизнес – это война, в которой конкурент является вашим противником, а покупатель – территорией, подлежащей завоеванию" (Джек Траут).

Что касается других форм сотрудничества конкурентов, то их отношения могут выстраиваться в следующих плоскостях:
• совместные производственные предприятия,
• кооперационные проекты в области исследований,
• стратегические альянсы, интегрированные союзы.

Чаще всего компании вступают в альянсы для реализации проектов по НИОКР, добиваясь тем самым экономии на масштабах исследований. Сегодня совокупная доля таких альянсов составляет более половины всех совместных корпоративных программ.

Второе по значимости место среди межфирменных союзов занимают соглашения о совместном производстве, которые позволяют достигать экономии на масштабах производства. На их долю приходится около четверти всех альянсов.

Третье место занимают "маркетинговые" стратегические альянсы – около двадцати процентов всех альянсов. Они направлены на совместное проникновение на новые рынки.

И последнее. Интересно? Для доступа к другим интересным записям с тэгом "хитрый вопрос" Вам следует присоединиться к закрытой группе.

Tags: bmw, craigslist, ge, intel, mercedes, microsoft, samsung, клиентоориентированность, конкурентная борьба, тренды, хитрый вопрос
Subscribe

  • НАВЕЯЛО

    П оследний пост касался рецензии на книгу Эриха Фромма "Бегство от свободы". Мне было интересно "наложить" философию автора…

  • ПОДТЯЖКИ ДЛЯ ПЛАТЬЯ

    И ногда мы сами даём повод усомниться в собственной аутентичности. На сайте британского онлайн-ретейлера Asos пользователи обнаружили…

  • ПОЧЕМУ ПОКУПАЮТ У ZARA

    С егодня в ритейле одежды Zara признанный лидер, он любим и россиянами. А когда то Амансио Ортега начинал с магазина, который торговал дешевыми…

promo eduardk april 14, 2013 23:22 9935
Buy for 200 tokens
П ервая мечта священна! Вы помните Занимательную физику Я.И.Перельмана? Многие не любили физику, но только не эту книгу! В ней описывалось волшебство, к которому даже взрослые не оставались равнодушными! И когда 25 лет назад я захотел сделать свои лекции по физике студентам Уральского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments