Итак, поведение родителей в зависимости от того, накладывал или не накладывал на них штраф детский садик за опоздание, является типичным примером существования и следования человеком психологическому, неформальному и формальному контрактам.
До введения штрафа педагоги и родители находились в рамках психологического контракта, где для решения вопроса с опозданием применялись социальные нормы. Если родители опаздывали, а мы знаем, что это случается с каждым, то они чувствовали себя виноватыми и стремились в дальнейшем забирать детей из сада вовремя. Однако, введя штрафы, детский сад заменил психологический контракт формальным, а социальные нормы рыночными. Теперь родители могли сами решать, опаздывать или нет, и нередко предпочитали опаздывать. Нет смысла говорить, что детский сад преследовал совершенно другую цель.
Но вот садит отменил штрафы и вернулся к социальным нормам. А что же родители, а они вернулись? Вернулось ли к ним чувство вины за опоздание? Нет! Они продолжали забирать детей с опозданием. Более того, наблюдалось даже некоторое увеличение их числа.
Этот "эксперимент" наглядно показывает, что когда социальные нормы сталкиваются с рыночными они надолго покидают наши отношения и восстановить их трудно. Прошла любовь, завяли помидоры…
Теперь представьте себе тысячи компаний, где руководство с легкостью вводит денежные штрафы за те или иные поступки Сотрудников, где компании легко применяют те или иные штрафные санкции к своим клиентам за незначительные проступки с их стороны. Они могут забыть (уже забыли) о лояльности своих потребителей и Сотрудников. И никакое последующее заигрывание не в состоянии быстро вернуть доверие с их стороны. А это потерянные инвестиции в маркетинг и управление персоналом. Наиболее существенные потери доверия со стороны персонала компании лишились во время последнего кризиса: повсеместное навязчивое стремление к кратковременной прибыли, неуместное применение аутсорсинга, драконовские меры по сокращению издержек…
Оказывается
Journal information