Эдуард Колотухин (eduardk) wrote,
Эдуард Колотухин
eduardk

Наши командиры. CEO как Chief Enzyme Officer.

Вот история совершенно противоположная главенствующей практике менеджмента в России.

Философия развития Semco крайне проста: дайте людям возможность делать то, что им хочется, и впоследствии их успехов станет больше, чем неудач. Рядовые сотрудники получают возможность делать выбор самостоятельно в соответствии со своей компетенцией.

В 1982 Рикардо Семлер году возглавил бразильскую компанию Semler&Company, доставшуюся ему от отца, переименовал ее затем в Semco. В первый же день на посту гендиректора уволил две трети менеджеров, большинство которых были друзьями Семлера-старшего, и занялся выведением компании из кризиса. Рикардо решил радикально изменить систему управления: по его мнению, развитие компании тормозилось именно этим. Работая по 16–18 часов в сутки, за год довел себя до обмороков и сердечных приступов. Полностью реформировал систему управления и в результате добился того, чтобы оборот корпорации ежегодно увеличивался на 40%.

С момента основания Semler & Company была классическим примером иерархической структуры. Рикардо счел задачей первостепенной важности избавиться от труднопреодолимого барьера между начальством и подчиненными. В течение года он сделал многое: отменил дресс-код, служебные записки, львиную долю процедур согласования, пропуска, лишил руководителей привилегий, и, наконец, основал «рабочие комитеты», в которых сотрудники низшего звена обсуждали насущные проблемы и принимали самостоятельные решения. Демократические преобразования Рикардо Семлера были только началом. Идеи для следующего этапа развития подали его собственные сотрудники. Предложения оказались насколько революционными, что сам Рикардо с тех пор стал расшифровывать аббревиатуру CEO как Chief Enzyme Officer: он сам, как энзим, лишь подстегивает процессы в корпорации, а себя в шутку называет «катализатором идей и глупых вопросов».

Всех сотрудников компании разделили на группы по 6–10 человек - самоуправляющиеся единицы. Заработал принцип «низовой демократии», согласно которому рядовые сотрудники участвуют в принятии глобальных решений, а также принцип «каждый делает выбор самостоятельно в соответствии со своей компетенцией». В Semco нет структуры и организационного распорядка. Нет бизнес-плана, стратегии, никаких планов на два года или пять лет, нет долгосрочного бюджета. У нас нет инструкций и контрактов. Никто не проверяет счета расхода и докладные. Наблюдение и контроль - редкое явление.

Несмотря на кажущийся хаос, система самоуправления действенна и пережила несколько кризисов, потрясших экономику страны, без особых потерь. Сейчас штат компании насчитывает более 3 тыс. человек, а ее оборот превышает $215 млн. (за последние десять лет он увеличился почти десятикратно).

Помогла Анастасия Джмухадзе. "Менеджмент без менеджеров". СФ №39 (222), октябрь 2007 года.

Tags: инструменты менеджера, коллективный разум, лидерство, организационная культура, принципы управления, со-творчество, управление ЧР, ценности компании, человеческие ресурсы
Subscribe

  • "АПОКРИФ ПРОДАЖ"

    Д рузья. "Апокриф продаж" уже доступна к почтовой рассылке. Твердый переплет, суперобложка, более 400 страниц с картинками :) Есть…

  • ЭРИХ ФРОММ. "ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?"

    П рочитал вторую книгу Эриха Фромма, она же и последняя в его творчестве. Философ четко разводит понятие "иметь" — относится к…

  • КАК УЛУЧШИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ

    П оследние кризисы с цифрами показали, что те компании, которые уделяли внимание качеству обслуживания клиентов имели существенно лучшие…

promo eduardk april 14, 2013 23:22 9935
Buy for 200 tokens
П ервая мечта священна! Вы помните Занимательную физику Я.И.Перельмана? Многие не любили физику, но только не эту книгу! В ней описывалось волшебство, к которому даже взрослые не оставались равнодушными! И когда 25 лет назад я захотел сделать свои лекции по физике студентам Уральского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

  • "АПОКРИФ ПРОДАЖ"

    Д рузья. "Апокриф продаж" уже доступна к почтовой рассылке. Твердый переплет, суперобложка, более 400 страниц с картинками :) Есть…

  • ЭРИХ ФРОММ. "ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?"

    П рочитал вторую книгу Эриха Фромма, она же и последняя в его творчестве. Философ четко разводит понятие "иметь" — относится к…

  • КАК УЛУЧШИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ

    П оследние кризисы с цифрами показали, что те компании, которые уделяли внимание качеству обслуживания клиентов имели существенно лучшие…