Эдуард Колотухин (eduardk) wrote,
Эдуард Колотухин
eduardk

Скоро Новый Год! Прогнозируем.

За последние десять дней это уже четвертый пост о прогнозировании. Чувствуется, что скоро Новый Год!

The World In - это ежегодное издание, создаваемое коллективом журнала The Economist. Начиная с 2003 года оно выходит в конце года и посвящено прогнозам о том, какие изменения произойдут в мире в следующем году. В последнем номере "The World in 2008" опубликована статья "Будущее футурологии" (The Future of Futurology) Роберта Коттрелла, заместителя главного редактора, перевод которой был опубликован в [info]i_future.

Меня в этой статье заинтересовали правила прогнозирования. Пять правил и комментария к ним читайте ниже.

Есть еще несколько упрямцев, продолжающих предсказывать будущее на планетарном уровне. Например, Джеймс Кантон, автор «Экстремального будущего». Но нынче самый стоящий совет будущим футурологам - мыслите узкими категориями. Лучшей книгой о будущем 1982 года стала работа Джона Найсбитта «Мегатренды» - пророчестве о будущем человечества. Четверть века спустя в 2007 году выходит ее визави - «Микротренды». Автор «Микротрендов» - Джон Пенн, PR-специалист, по совместительству главный советник по разработке стратегии президентской кампании Хиллари Клинтон в 2008 году. В «Микротрендах» внимание уделено будущему месту в обществе леворуких детей и детей-вегетарианцев. По логике, следующая книга будет называться «Нанотренды» (за исключением того, что такое название уже носит журнал, посвященный нано-инженерии).

Следующее правило современной футурологии – мыслите в рамках краткосрочной перспективы. Первая работа, написанная в таком ключе, - The Popcorn Report (1991 года), автором которой была маркетолог Фейт Попкорн. Попкорн сосредоточилась главным образом на трендах в области потребления, а не на глобальных, комплексных явлениях. «Попсовая» («попкорновая») часть той или иной индустрии процветает, будучи придатком маркетинга – движущей силы бесконечных инноваций для продуктов потребления. На 2008 год фирма Trendwatching of Amsterdam в своем докладе Trend Report прогнозирует развитие экзотичных сфер индустрии и нишевых рынков, таких как «экологичные бренды» (их «зелёность» не нуждается в подтверждении), а также пытается дать ответ на такой «маловажный» вопорос, что будет, если уровень потребления будет оставаться прежним и не будет расти.

Третий совет: притворитесь незнайкой. Неопределенность сегодня - показатель ума. Даже политики понимают, какую пользу она в себе несет. Страны-участницы Киотского протокола в один голос твердят: «Мы точно не уверены, но на всякий случай лучше поостеречься». И благодаря такой позиции они выглядят куда мудрее, чем Америка и Австралия, которые утверждали, что отлично понимают суть климатических изменений, и поэтому не видят смысла предпринимать какие-либо действия в этом направлении. Всезнайки еще могли как-то себя показать, заявляя, что у них якобы есть беспроигрышные стратегии для игроков на финансовых рынках и хеджевых фондов. Но после нестабильности мирового рынка в 2007 году, ожидаемые прогнозы в этой области будут скромнее.

Четвертый совет будущим футуристам: займитесь какой-то конкретной областью, а лучше всего той, которая связана с компьютерами, государственной безопасностью, или глобальным потеплением. Эти направления быстро развиваются сегодня, причем связаны с неопределенностью, и к тому же в них не найдется места тем, кто любит делать обобщенные прогнозы. В частности, футурологические сценарии в области глобального потепления просто-напросто несерьёзны. В ситуации, когда лучшие ученые открыто заявляют, что они в состоянии лишь выдвигать догадки о том, какие дальнесрочные последствия могут быть, футуролог вряд ли окажется полезен. «Я не могу найти лишних 2 года или 10 лет жизни для того, чтобы стать экспертом по окружающей среде», - жалуется господин Найсбитт в своей последней книге «Мировоззрение» (хотя деятельность Альберта Гора, которому это как раз удалось, ценится высоко).

Пятый совет: говорите меньше, больше слушайте. Благодаря Интернету, любой образованный человек может получать информацию, для добычи которой раньше понадобилось бы преодолевать определенные расстояния, связываться с нужными людьми, учёными, власть имущими. И нет никакого совпадения в том, что книга Джеймса Суровицки «Мудрость масс» вытеснила старую стандартную работу Чарльза Маккея по стадному инстинкту «Известные необычные заблуждения и сумасшествие масс». Самыми заметными футуристами сегодня являются не отдельные личности, а рынки прогнозирования, где из многих авторитетных мнений формируются сценарии наибольшей вероятности. Будет ли Осама бин-Ладен пойман в 2008 году? Согласно прогнозу Newsfutures середины октября 2007 года, вероятность этого составляет всего 15%. Получит ли Иран ядерную бомбу к первому января 2008 года? Всего 6,6%, согласно Inkling Markets. Извинится ли Джордж Буш перед Льюисом Либби? Intrade утверждает, что шанс больше 40%. Где-то может даже существовать рынок предвидения, где выдвигаются предсказания о том, будет изобретено бессмертие или нет.

Эти советы и правила Саффо сильно разнятся. Мне показалось, что в целом эта статья и рейтинг "Революционных идей" от HBR пронизаны одним духом: известная парадигма менялась на противоположную первоначальной... Но зачем? И чего стоят второй, а особенно третий и четвертый советы! Но правда говоря, не все так попсово. Первое правило действительно сегодня актуально, и в последней книге Кьелла Нордстре, Йонаса Риддерстрале тому масса примеров. Последнее замечание относительно мудрости толпы, действительно стоящее - оно, как явление, набирает обороты.

Tags: abc, будущее, риски, со-творчество
Subscribe

  • АССОЦИАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ

    Д есять лет назад Европейский Союз ввел запрет на рекламу табачной продукции, поставив табачные компании, главных спонсоров гонок, в трудное…

  • "АПОКРИФ ПРОДАЖ"

    Д рузья. "Апокриф продаж" уже доступна к почтовой рассылке. Твердый переплет, суперобложка, более 400 страниц с картинками :) Есть…

  • ТАЛИ ШАРОТ "ИСКУССТВО ВЛИЯНИЯ"

    К нига о том, как изменить мысли других людей, опираясь на процессы мышления. Автор выделяет семь ключевых факторов: Априорные…

promo eduardk april 14, 2013 23:22 9935
Buy for 200 tokens
П ервая мечта священна! Вы помните Занимательную физику Я.И.Перельмана? Многие не любили физику, но только не эту книгу! В ней описывалось волшебство, к которому даже взрослые не оставались равнодушными! И когда 25 лет назад я захотел сделать свои лекции по физике студентам Уральского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments