Эдуард Колотухин (eduardk) wrote,
Эдуард Колотухин
eduardk

Just Do It

У Nike юбилей — четверть века. Совсем молодые :) Но со шлейфом мировой признательности.

Фил Найт основал и руководит компанией, наполнив ее философией постоянного соперничества, ведущей к победе. И рекламные кампании "Just Do It" ровно такие же. Они изобилуют решимостью, страстью и юмором. Подчас это вызов самим себе, а так же конкурентам, обществу. У них много общего с Benetono'м. Ниже краткая история бренда и ее успешных рекламных посланий.

Скинулись по 500 баксов Фил Найт был бегуном на средние дистанции в команде Орегонского университета. Он был очень посредственным спортсменом. Но зато отлично знал, насколько ужасны американские кроссовки. В это же время, немецкие Adidas для большинства людей в 60-е годы были настоящей роскошью, так как стоили намного дороже местных изделий, хотя и были в десятки раз выше по качеству. Найт решил исправить ситуацию и создать компанию Blue Ribbon Sports, которая производила бы дешевые американские кроссовки, которые по качеству не уступали бы немецким Adidas и Puma.

Найт пришел к выводу, что реализовать качественные, и в тоже время недорогие кроссовки можно только производя их в Азии. В 1964 году, вложив в дело по 500 долларов, Найт и его тренер Бауэрман заказали 300 пар кроссовок у японской компании Оницука Тайгер (в настоящее время ASICS). Фил стал продавать японские кроссовки в США прямо из своего фургона.

Продажи начали расти, и потихоньку бизнес стал перерастать из простой перепродажи чужих кроссовок в производство обуви под собственным брендом. В 1978 году Blue Ribbon Sports была официально переименована в Nike.

Богиня победы Название бренда происходит от имени богини победы Ники и в оригинале звучит «Найки» . Именно так его произносят в Соединенных Штатах. Однако незнание данного факта с одной стороны, и правила чтения английского слова «nike» с другой стороны, привели к широкому распространению в Европе в целом и в России в частности неправильной транскрипции «Найк». Неправильное в сущности название не только прижилось и закрепилось, но и используется в названии официального представителя компании в России.

Звук рассекаемого воздуха Логотип компании Nike (по-английски swoosh, что значит «звук рассекаемого воздуха») имитирует крыло богини Ники. Он был разработан студенткой-дизайнером Портлендского университета Кэролин Дэвидсон в 1971 году, за что она получила гонорар в $35. После того, как эмблема стала одной из самых узнаваемых в мире, в знак признательности в 1983 году председатель совета директоров Nike Фил Найт вручил Дэвидсон золотое кольцо с «росчерком» и акции компании (сумма не разглашается).

Про вафельницу Одним ранним утром 1975 года Билл Боуэрман сидел у себя на кухне и разглядывал вафельницу жены. «А что если сделать подошву кроссовок такой же рифленой? С одной стороны, это может улучшить толчок, с другой — уменьшит вес обуви». Не откладывая дело в долгий ящик, он приладил «вафельную» подошву к спортивным тапочкам и предложил легкоатлетам опробовать свое изобретение. Результат превзошел все ожидания: к концу 70-х Nike принадлежало уже 50 процентов рынка спортивной обуви США.

Про слоган В 1988 году на встрече с группой служащих компании Nike один из основателей агентства Weiden & Kennedy Ден Вайден, восхищенный их исполнительностью и энергичностью, произнес: «You Nike guys, you just do it.» («Парни из Nike, вы просто делаете это»). Это легенда о том, как появился, пожалуй, самый известный слоган в мире.

Есть и другая версия, рассказанная лично смеющимся Деном Вайденом в одном из интервью: «Я расскажу вам правдивую историю, которую я представил однажды по просьбе One Club. Когда я думал над слоганом, я почему-то вспомнил того парня Гари Гилмора, который вырос в нашей местности и убил сотрудника заправки и менеджера отеля, когда ездил в Юту. Его поймали и приговорили к смертной казни. И вот его сажают на электрический стул и перед тем, как одеть на него мешок, спрашивают о последнем слове. Приговоренный отвечает: „Let’s do it“ (Давайте сделаем это). И в то же время Нэнси Рейган ездила по стране и везде твердила: „Just say no“ (Просто скажите нет). Я просто объединил две фразы».

Культовые ролики Кампания «Just Do It» всегда отличалась своим «бесстрастным, решительным и не сентиментальным» подходом к рекламе. Сама продукция редко становится предметом рекламы, как правило, это всегда человек, который ее носит. А недостатка в героях-победителях Nike не испытывала никогда: Майкл Джордан, Тайгер Вудс, клуб «Манчестер Юнайтед» и сборные всего мира по футболу в полном составе и так далее.

Гран-при рекламного фестиваля «Каннские львы-2011», шедевр от Nike, побивший все рекорды просмотров видео на YouTube — трехминутный блокбастер «Write the Future». Ролик объединил лучших футболистов мира, чтобы вдохновить болельщиков и игроков на новые достижения. Фильм рассказывает о том, как резко может поменяться жизнь футболиста: один удар мимо ворот — и спортивная карьера закончена, одно верное движение в решающем матче, и ты — национальный герой. По некоторым данным ролик обошелся Nike в 24 млн долларов.

Золото Cannes Lions 1996, лучшая футбольная реклама всех времен, самый эпический и грандиозный ролик всех времен по версии AdWeek — ролик «Good vs Evil» агентства Wieden+kennedy.

В 2000 году Nike и агентство Wieden + Kennedy Portland впервые затронули в рекламе тему боли и страданий, которые в тазике с горкой достаются тем, кто хочет добиться высоких результатов в спорте. Режиссер Frank Budgen создал достаточно простое, но пробирающее рекламное произведение искусства — под лирическую композицию «You Are Beautiful» он показал в монохроме все те шрамы, которые получают спортсмены в самых разнообразных видах спорта. Ролик получил Золотого Каннского Льва. Этот спот стал началом «правдивости Nike» — производитель спортивной экипировки с тех пор регулярно показывает не просто спорт без прикрас, он намеренно акцентирует свое внимание на том, что достижения даются невероятным трудом, который не всякий сможет вынести.

Каннское Гран-При 2002 года, а также лев за использование музыки и приз журналистских симпатий — это ролик Nike «Tag» агентства Wieden + Kennedy Portland, снятый режиссером Фрэнком Бадженом.

В 2005 году Nike запустил ролик, в котором Рональдиньо трижды попадает в штангу ворот. Спот получил Серебряного Каннского Льва и попал в список «Лучшей футбольной рекламы всех времен» по версии издательства AdWeek. Nike одним из первых использовал спортивные трюки в сочетании с любительской съемкой в вирусной рекламе, положив начало целому направлению, актуальному и по сей день, в вирусном маркетинге.

Ролик " Take it to the next level" для Nike Football , снятый режиссером Гаем Ричи, получил Золотого льва на Cannes Lions 2008 . Двухминутный спот рассказывает о судьбе никому не известного подростка, которого Arsene Wenger выдернул из юношеской команды, и который в итоге попадает в британский Arsenal. Ролик был снят с использованием последних технологий тех лет от лица игрока, позволяя зрителю забить каждый гол и пережить все эмоции, не покидая своего комфортного кресла. Гай Ричи говорит: «Эта реклама следит за жизненным путешествием, рождением футбольной суперзвезды. Весь ролик сделан от лица игрока, и это самая большая реклама, которую я когда-либо снимал».

Лучшая печатная и наружная реклама


Баскетболист Дэрил Корлетто сам поднимает себя на тренировку.


Дело не в солнце, которое слепит глаза, дело в тебе.


Распорядок дня.


День без автомобиля.



Автопортреты футболистов из отпечатков мяча на стенах здания.


Скамейки Nike.


Для чего ты тренируешься?


Уличные знаки превратили во флажки с футбольного поля.



Коллаж из газет с новостями о спортсменах/


Беги. Nike


Nike Running «пробила» стену соседнего здания.

Про соперничество В 80-е реклама Nike была рассчитана преимущественно на мужскую аудиторию в возрасте от 13 до 25 лет. Чересчур увлекшись мужским ассортиментом, Nike совсем забыла о женщинах. А те в это время усиленно занимались аэробикой и бегом трусцой. (Это явление известно в США как фитнес-революция.) Когда же руководство Nike поняло свою ошибку, было поздно: на рынке уже фигурировали дешевые тапочки для занятий аэробикой от Reebok, которые пользовались невероятной популярностью у представительниц прекрасного пола. Как следствие, в 1987 году по объему продаж Reebok обходит Nike. Так началась рекламная война двух спортивных брендов.

— 1992 год. Олимпиада в Барселоне. Баскетболисты американской «команды-мечты» (Dream Team), главной звездой которой был Майкл Джордан, а главным спонсором Nike, отказались выйти на церемонию награждения в официальной олимпийской форме, потому что на ней красовалась эмблема Reebok. В результате, Майкл Джордан стоял на церемонии награждения, завернувшись в американский флаг.

— 1994 год. Nike перечислила 25 тысяч долларов в Фонд Защиты Тони Хардинг — фигуристки, обвиняемой в организации нападения на свою главную соперницу на льду Нэнси Кэрриган. Стоит ли говорить, что спонсором последней была компания Reebok.

Офис-музей Сегодня Фил Найт занимает почетную должность Председателя совета директоров, а генеральный директор (CEO) и президент — Марк Паркер. Офис Марка вовсе не похож на офис, скорее это выставочное пространство с бесчисленным количеством музейних экспонатов. Здесь собраны такие редкие модели, как Nike McFlys, которые были на Майкле Джей Фоксе, а также арт-объекты, созданные из кроссовок Nike.

Центральный офис Nike находится в Портленде, штат Орегон. За годы работы у Марка накопилось множество памятных вещей, образцов, арт-объектов, игрушек и, конечно, же кроссовок.

Фил Найт, основатель и руководитель компании Nike: «Часть успеха Nike заключается в том, что мы знаем, что делаем. Наша цель — разбудить желание у всех, кому интересен спорт. Мы видим атлета в каждом, у кого есть тело».

Источник adme.ru
Tags: nike, Гарна Спорт, бренд, источник креативности, маркетинг, ценности для потребителя, ценности компании
Subscribe

  • АССОЦИАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ

    Д есять лет назад Европейский Союз ввел запрет на рекламу табачной продукции, поставив табачные компании, главных спонсоров гонок, в трудное…

  • "АПОКРИФ ПРОДАЖ"

    Д рузья. "Апокриф продаж" уже доступна к почтовой рассылке. Твердый переплет, суперобложка, более 400 страниц с картинками :) Есть…

  • ДЖОНА ЛЕРЕР "КАК МЫ ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЯ"

    К ниге уже десять лет, однако она ни капельки не потеряла актуальности. Джона Лерер указывает на то, что укоренившийся взгляд на человеческую…

promo eduardk april 14, 2013 23:22 9935
Buy for 200 tokens
П ервая мечта священна! Вы помните Занимательную физику Я.И.Перельмана? Многие не любили физику, но только не эту книгу! В ней описывалось волшебство, к которому даже взрослые не оставались равнодушными! И когда 25 лет назад я захотел сделать свои лекции по физике студентам Уральского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • АССОЦИАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ

    Д есять лет назад Европейский Союз ввел запрет на рекламу табачной продукции, поставив табачные компании, главных спонсоров гонок, в трудное…

  • "АПОКРИФ ПРОДАЖ"

    Д рузья. "Апокриф продаж" уже доступна к почтовой рассылке. Твердый переплет, суперобложка, более 400 страниц с картинками :) Есть…

  • ДЖОНА ЛЕРЕР "КАК МЫ ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЯ"

    К ниге уже десять лет, однако она ни капельки не потеряла актуальности. Джона Лерер указывает на то, что укоренившийся взгляд на человеческую…