Эдуард Колотухин (eduardk) wrote,
Эдуард Колотухин
eduardk

Category:

ДОНАЛЬД НОРМАН. "ДИЗАЙН ПРИВЫЧНЫХ ВЕЩЕЙ"

Дональд  Норман. Дизайн привычных вещей

Автор вскрывает психопатологию привычных для нас вещей. Если для использования предметом требуется инструкция (нажмите здесь, вставьте сюда, выключите, перед тем как…), его дизайн плох.

Боль, не понимание, сложности – всё это окружает нас практически в каждом предмете обихода и на работе. Люди отказываются воспринимать сложности!

Так каковы фундаментальные принципы дизайна? Их два:
1. наличие ясной концептуальной модели, которые являются разновидностями ментальных моделей. Ясная? Значит, не будет противоречить моделям дизайнера и пользователя;
2. наглядность функций.

Как дизайнер Д.Норман считает, что большая часть знаний хранится в окружающем мире, а не в нашей голове. Мы – существа объясняющие! Одновременно это становится причиной повседневных недоразумений. Мне нравится пример из физики. Аристотель считал, что предметы продолжают движение только в том случае, если какая-то сила двигает их. Со времен Ньютона правильным считается неочевидное – предмет продолжает движение, если ему не мешает какая-то другая сила.

Плохой дизайн привычных вещей вызывает у нас фобию, называемую насаждаемой беспомощностью: ошибочная ментальная модель, недостаточная обратная связь и… пользователь чувствует себя виноватым, не желающим в следующий раз браться за аналогичную "задачу". Например, я до сих пор стрессую, если надо запустить современные стиральные машины.

А что нужно было сделать, чтобы сохранить мое душевное спокойствие? Всего-то соблюсти семь этапов действия при разработке дизайна. Вот этот базовый список требований к хорошему дизайну от Д.Нормана, которые сводятся к описанным выше фундаментальным принципам.

Насколько легко можно…


  • определить функцию устройства? Например, упаковки.

  • сказать, в каком состоянии находится система? Есть ли нарушения целостности?

  • определить соответствие состояние системы его интерпретации? Любой человек легко узнаёт в коробке упаковку.

  • сказать, находится ли система в необходимом состоянии? Например, убедиться визуально в целостности скотча.

  • указать возможные действия пользователя? В зависимости от пользователя: грузчик – где верх, где низ; получатель – где открывается. Каждому нужны свои надписи на упаковке.

  • определить соответствие намерения и физического действия? Куда, кому, не бросать…

  • выполнить действие? Либо открыть, либо отказаться о приемки в случае нарушения целостности, сообщить кому надо…

Италиком я показал пример применения к обычной упаковке. Да, мы создаем модели всего, что нам приходится делать. Именно поэтому дизайнеры должны обеспечить нас правильными моделями, и эти семь требований помогут нам всем.

Фрейд
А как проявляется ещё то, что знания не у нас в голове, а вокруг нас? Хотите испортить настроение друзья (звучит кощунственно)? Просто наведите порядок на их столах или в комнате! Мы располагаем вокруг себя предметы, как подсказки о том, что нам надо сделать. Каждый из нас старается перевести процедурные (подсознательные) знания в декларативные (факты, правила). Из знаний как в знания в что.

Регулярно выступая перед широкими и не очень аудиториями, могу утверждать, что с большим удовольствием слушают процедурные знания (Технология завоевания клиентской лояльности), чем декларативные (Законы клиентоориентированности). Но вот беда, только единицы повторяют знания как. Их сложно записать, трудно выучить, нужна демонстрация и практика… Именно поэтому я несколько раз повторяю один и тот же мастер-класс (очередной в июне), а некоторые из слушателей с удовольствием приезжают повторно. И сложно стать клиентоориентированной компанией не по причине естественной сложности повседневных задач заботливой компании. Трудность в том, что требуется освоение случайных связей и точности их выполнения.

В книге десятки примеры плохого дизайна и их разбор. И хотя множество из них уже давно устарели, мы не перестаём сталкиваться с достойными продолжателями плохого дизайна. Вот пример :)

книга про дизайн

Дональд Норман. Дизайн привычных вещей. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013. -272 с.

За книгу спасибо МИФ, и конечно же, Алене Акимовой!

Tags: глупости, клиентоориентированность, книги, психология в бизнесе, риски, упаковка
Subscribe
promo eduardk april 14, 2013 23:22 9930
Buy for 200 tokens
П ервая мечта священна! Вы помните Занимательную физику Я.И.Перельмана? Многие не любили физику, но только не эту книгу! В ней описывалось волшебство, к которому даже взрослые не оставались равнодушными! И когда 25 лет назад я захотел сделать свои лекции по физике студентам Уральского…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments